Глава Кабардино-Балкарии Юрий Коков в составе российской стороны принял участие в официальной встрече президента России Владимира Путина и председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина. О взаимодействии с китайскими партнерами, привлечении инвестиций, реализации программ импортозамещения Ю.Коков рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг".
- Юрий Александрович, Кабардино-Балкария многим известна благодаря Эльбрусу. Лыжники ценят склоны Чегета, альпинистов привлекают пятитысячники Безенгийской стены, дайверов - глубины Голубого озера, а желающих укрепить здоровье - целебные источники. Как развивается инфраструктура разнообразного туристического и курортного бизнеса республики?
- В последние годы стабильно увеличивается поток туристов, в том числе и в Приэльбрусье. В прошлом году республику посетило 420 тыс. отдыхающих. Рост у нас ежегодно от 30% до 40%. Это, конечно, радует. Мы нацелены и дальше совершенствовать туристско-рекреационную систему. Хотя это не так просто.
Мы здесь взаимодействуем с правительством России, курортами Северного Кавказа, министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа. Достигнуты реальные результаты. В конце 2015 года построили и запустили третью очередь канатно-кресельной дороги на высоте 3847 метров. Это на сегодня самая высокая канатно-кресельная дорога в Европе. Есть экстремалы, которые на высоту и 4000, и 4500, и на 4600 на ратраках поднимаются и спускаются. В общем, люди едут. У нас была проблема с трассами. Сегодня их протяженность порядка 30 километров. Их расширили, качественное состояние также совершенно иное. Два-три года мы этим плотно занимаемся совместно с АО "Курорты Северного Кавказа". В лыжный сезон 2016-2017 ввели новую площадку - Сабипарк. Такой интересный сегмент для детей. Малыши, которым всего 2-3 года, учатся ходить на лыжах. Это специально огороженная территория. Таких сегментов мы хотим побольше сделать.
- Ну а гостиничный фонд?
- Идет активная работа в рамках федеральной программы развития внутреннего, въездного и выездного туризма на 2011-2018 годы. Три-четыре современных гостиничных комплекса предполагаем вместить в эту программу.
- Уникальная красота природы Кабардино-Балкарии неоспоримо притягательна, но для желающих сюда приехать важен вопрос безопасности. Что делается для ее обеспечения?
- Мы работаем над этим совместно с федеральными структурами под руководством Национального антитеррористического комитета. Хороший опыт наработан. Если по результатам 2013 года у нас было совершено около 160 преступлений террористической направленности, то за последние три с лишним года общими усилиями удалось не допустить подобных проявлений. Эту тему мы держим всегда на контроле, потому что сегодня очевидно для всех, что подобного рода процессы не может миновать ни одно государство, ни один регион. Мы сосредоточились и постарались объединить усилия заинтересованных сторон. А заинтересованные - это все население, где бы кто ни работал. Часто говорят: правоохрана не сработала, допустили террористический акт и так далее. Но с другой стороны, когда тема переходит в плоскость правоохраны, это означает, что брак в воспитании, в семье, в школе, в детском саду, в университете, в обществе, во власти. Это наше общее упущение, когда человек берет автомат, надевает на себя взрывчатку и хочет куда-то пойти, значит, мы все виноваты. Нужна упреждающая профилактика. Когда включается правоохрана - это уже хирургия, говоря медицинской терминологией. А вот до этого - наш сегмент, сегмент общества, здорового общества. И здесь мы должны все вместе работать. Не секрет, что и наши некоторые уроженцы в составе запрещенных в России международных террористических организаций находятся на Ближнем Востоке. По имеющимся данным, их число составляет по разным экспертным оценкам 150-160 человек. Понятно, что сложно четко сказать, но порядок цифр такой.
- Это уже ушли готовые боевики, которые были здесь, или завербованные?
- Разные. Мы часто слышим: интернет негативно влияет. Действительно, в глобальной сети много того, чего не должно быть. Но одновременно это реалии сегодняшнего дня. Раз это так, раз этот инструментарий используют те, кто рекрутирует нашу молодежь в радикальную среду, то и мы там должны профессионально работать, действовать на опережение. И потом не забывайте, какая бы профилактическая работа не велась, надо с семьи начинать. Ведь каждый родитель знает, что с его ребенком. Должен знать, по крайней мере. Иногда близким неудобно сказать, что сын не в ту сторону смотрит, или он наркоман, или еще что-то. Семья скрывает. Потом болезнь превращается в нарыв. Нужно своевременно и родителям, и образовательным учреждениям реагировать. В образовательных учреждениях тоже порой не хотят реноме портить. И иногда "забывают" некоторые вещи, которые потом приводят к серьезным последствиям.
- И все-таки позитивная динамика инвестиций указывает на то, что инвесторы поверили в устойчивую стабильность и бизнес начинает разворачиваться лицом к республике. Расскажите об этой динамике, об этих цифрах.
- Если брать прошлый год, у нас объем инвестиций в основной капитал вырос на 9,1%. В этом году мы ожидаем 11,5%. Было порядка 35 млрд, сейчас 41,2 млрд рублей. Не говоря уже о крупнейшем проекте "Этана", который, надеюсь, мы реализуем. Инвесторами являются государственные компании КНР. Объем заявленных инвестиций до 2030 года составит более $12 млрд. Первая очередь данного проекта, запланированная на 2018-2019 годы, предусматривает сумму инвестиций, превышающую $600 млн. Проект будет состоять из трех сегментов: первый - добыча, очищение и производство воды, второй - производство тары разных форм и назначений и третий сегмент - логистика. Она непростая, будет располагаться в нескольких субъектах Российской Федерации. Задействованы железнодорожный транспорт, автодороги, грузовой порт Тамань. В общем, интересный такой получается кластер. Мы изначально начинали с одобрения и поддержки президента России Владимира Путина. Я очень надеюсь, что этот проект до 2030 года удастся завершить. Там будет 12 автономных таких секторов. Всего планируется создать около 25 тысяч новых рабочих мест.
4 июля 2017 года в Кремле состоялась официальная встреча президента Российской Федерации Владимира Путина и председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина. В ходе переговоров на высшем уровне обсужден комплекс вопросов всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия России и Китая, актуальные международные и региональные проблемы, а также ряд совместных российско-китайских инвестиционных проектов, направленных на реализацию инициатив Евразийского экономического союза и "Один пояс, один путь".
На полях встречи лидеров двух стран подписано Соглашение об устойчивом развитии при создании промышленного комплекса "Этана" в Кабардино-Балкарской Республике. По решению Китайской национальной нефтегазовой корпорации участниками Соглашения от Китайской Народной Республики выступил консорциум китайских национальных компаний.
Документ предусматривает реализацию в Кабардино-Балкарии ряда проектов в сфере экологии, энергетики, транспортной инфраструктуры, социальной сферы, туризма, агропромышленного комплекса, науки и инновации.
Соглашение - первый российский проект в области устойчивого развития территорий, предусматривающий долгосрочное взаимодействие правительства КБР, ведущих компаний РФ и КНР.
- Еще одна амбициозная идея в Кабардино-Балкарии связана с восстановлением Тырныаузского горно-обогатительного комбината. Это основной поставщик в советское время вольфрамо-молибденовых руд для оборонной промышленности. Сейчас в этом тоже есть потребность большая. Но он не работает с начала 2000 года.
- Да, Вы абсолютно правы. Он не работает даже раньше, с 90-х годов. Фактически там все нужно с нуля начинать: и новое производство, и новые шахты. Я напомню, что из общего объема добываемых открытым способом вольфрамо-молибденовых руд в Советском Союзе 60% добывали именно на этом месторождении. Оно вообще уникальное. По оценкам специалистов, до миллиона тонн в год можно добывать. Конечно, я говорю только об исследованных участках. Там есть еще места неисследованные, где не только вольфрам, молибден, но и золото, другие ценные металлы. В 2016 году президент России дал дополнительное поручение правительству, и сейчас активизирована работа. Надеюсь, мы возродим Тырныауз. Заявлено порядка 20 млрд рублей инвестиций. Что касается Гидрометаллургического завода, мы договорились с собственниками. Они выносят его за городскую черту (Нальчик). Но первый вопрос - обеспечить экологически чистое производство, с соблюдением современных международных стандартов. Учитывается мнение общественности, жителей республики и, конечно, специалистов, чтобы быть спокойными на годы вперед. Стоимость завода, который мы сейчас переносим, где-то порядка 2 млрд рублей.
- На сегодняшний день у региона достаточно полномочий для того, чтобы развиваться?
- Вполне. Более того, на мой взгляд, в нашем государстве созданы все необходимые условия для развития экономики. И любой, кто имеет желание, может добиться поставленных целей.
- Какова динамика получения федеральных дотаций?
- Если в 2013 году дотационность республики составляла 54,5, то по результатам 2016 года - 44,1. Как вы понимаете, это серьезные подвижки. Но в кабардино-балкарской экономике есть и свои особенности. Что я имею в виду? Исторически так сложилось, что более трети экономики строилось на алкогольной отрасли. А мы с вами знаем, что эта отрасль, что бы там кто не говорил, скажем мягко, нестабильна. Нестабильность связана прежде всего с ее криминализированностью. Не случайно руководством страны было принято решение о наведении должного порядка в отрасли в целом. В феврале прошлого года по результатам проведенных проверок все предприятия на территории республики были закрыты. Но до закрытия при формировании бюджета на 2016 год были запланированы поступления акцизных сборов в размере 47% от общей суммы собственных доходов республики. Поэтому для нас это стало серьезным испытанием, однако мы сумели выполнить все социальные обязательства и 2016 год закрыли с положительной динамикой по всем макроэкономическим показателям. По решению правительственной комиссии Кабардино-Балкарию премировали бонусом в размере 500 млн рублей за то, что республика вошла в первую группу регионов, которые по прозрачности, целенаправленности использования финансовых средств отвечают предъявляемым требованиям.
- А какое будущее у алкогольной отрасли?
- Те предприятия, которые готовы работать прозрачно, платить своевременно и в полном объеме налоги, конечно, будут работать. Мы готовы их поддержать.
- Как насчет кредитов?
- Мы все эти годы стараемся переходить на бюджетное кредитование, предпочитая его коммерческим кредитам, которые и дороже, и сложнее. У нас есть специальная программа по погашению задолженности. Мы понимаем, что долги надо всегда отдавать. В этих условиях для нас очень важна инвестиционная составляющая, дальнейшее развитие сельскохозяйственного и промышленного производства.
У нас есть уникальное предприятие "Терекалмаз", где в советские годы производили и сейчас изготавливают алмазный инструмент. Это и пилы, и бурильные наконечники (очень востребованные). Как раз тема импортозамещения. Кстати, мы вошли в федеральную программу по поддержке малого и среднего бизнеса. Это порядка 980 млн рублей. Уже есть заказы. По отдельным сегментам завод замещает порядка 60% потребности. Если удержим темпы, мы выйдем где-то на 95-98% до 2020 года. В Майском районе расположен завод "Севкаврентген-Д". Там где-то 600-650 млн инвестиций в рамках программы АО "Корпорация развития Северного Кавказа". Если в 2013 году выпускалось 50 рентгенаппаратов, то сейчас в три раза больше. Предприятие уже заявило о себе на рынке, заключаются контракты.
- Сельское хозяйство в целом по стране в прошлом году показывало рост, заметно превышающий общие показатели, а каковы показатели по Кабардино-Балкарии?
- У нас объемы по сельскому хозяйству выросли на 105,7%. Должен сказать, вот эти последние три года подряд идут 105-106%. Используются современные технологии. Если три года назад у нас было 3 тыс. гектаров интенсивных садов, то с 2014 по январь 2016 года они высажены на площади более 4 тыс. гектаров. Это серьезный прорыв. И республика сегодня в лидерах последние годы по этому направлению. Этому есть объяснение. Государство последовательно субсидирует закладку и обслуживание интенсивных садов. Если раньше 1 га посадки стоил 68 тыс. рублей, то когда правительство пересмотрело эти параметры, сумма возросла до 232 тыс. Сегодня мы производим консервированной плодовоовощной продукции порядка 250 млн условных банок. Более 200 млн из них уходит за пределы региона. Вырастить продукцию - серьезный вопрос, но еще более серьезный - ее сохранить, чтобы выгодно продать. На сегодня у нас 172 тыс. тонн единовременного хранения и закладки плодовоовощной продукции. До 2020 года этот объем вырастет до 300 тыс. тонн.
- В какие регионы поставляете?
- В основном центральные регионы нашей страны, Урал, близлежащие субъекты, Москва и Санкт-Петербург. Это наши традиционные рынки сбыта.
- Фермеров становится больше?
- Да, у нас достаточно много желающих. За последние три года число фермеров увеличилось в 1,5 раза и сейчас в республике более 2200 крестьянско-фермерских хозяйств. Есть и еще желающие. Кстати, наши сельхозтоваропроизводители только за 2016 год получили государственную поддержку в размере 2,5 млрд рублей, что безусловно стимулирует развитие агропромышленного комплекса в целом.