Глава КБР Ю.А. Коков обратился к Парламенту республики с ежегодным Посланием

Сегодня в Доме Правительства Глава КБР Юрий Коков обратился к Парламенту республики с ежегодным Посланием. Оно отражает стратегию дальнейшего развития региона и программу действий государственных органов власти всех уровней по решению стоящих социально-экономических задач.

В расширенном заседании законодательного собрания приняли участие: члены верхней и нижней палат Федерального Собрания Российской Федерации, главный федеральный инспектор Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе, члены Правительства КБР, руководители Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, правоохранительных и силовых структур, Избирательной комиссии КБР, Общественной и контрольно-счетной палат, высших учебных заведений, правозащитных организаций, главы городских и районных муниципальных образований, представители политических партий, творческих союзов, общественных и религиозных объединений. 

Центральными темами стали  вопросы дальнейшего наращивания уровня производства, улучшения делового климата, безусловного выполнения социальных обязательств,  привлечения инвестиций, противодействия коррупции, обеспечения безопасности населения, развития транспорта, туристско-рекреационного комплекса, поддержка АПК, промышленности, здравоохранения, образования, культуры, спорта, ветеранов, людей с ограниченными возможностями здоровья, реализация программы "Жилье для российской семьи", совершенствование управленческой деятельности, предстоящие выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, другие уровни власти:

Уважаемые депутаты, коллеги!

Уважаемые жители Кабардино-Балкарии!

Сегодня наша республика, как и вся страна, сталкивается с новыми вызовами и испытаниями. От того, как мы справимся с ними, зависит судьба Кабардино-Балкарии и каждого её жителя.

Как подчеркнул Президент страны В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию:

«…справиться с задачами, которые стоят перед нами, способны только мы сами. Только вместе».

Уверен, объединившись, осознав всю глубину проблем, масштабность целей, мы способны преодолеть любые трудности. Так уже было не раз в нашей истории. Так будет и теперь.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Подтверждением тому – итоги нашей с вами совместной работы в прошедшем 2015 году, который для республики, как и для страны в целом, был сложным и напряжённым. Но, несмотря на это, нам удалось сохранить поступательный вектор развития.

Кабардино-Балкария – один из немногих регионов страны, где по итогам года показатели экономики остались в плюсе.

Так, объём валового регионального продукта в 2015 году оценивается в размере 132 млрд рублей, темп роста данного показателя составил 103,3% к уровню 2014 года. Индекс промышленного производства составил 105%. Объём продукции сельского хозяйства в действующих ценах составил 38,7 млрд рублей, или 104,4%. Объём выполненных работ в строительстве достиг 11,9 млрд рублей, или 108,2% в сопоставимых ценах к уровню прошлого года. Введено более 375 тыс. кв. м жилья, что на 14,2% выше уровня 2014 года. Инвестиции в основной капитал за счёт всех источников финансирования превысили 31 млрд рублей, или 121,5% к уровню прошлого года.

Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней составили 15,4 млрд рублей, что на 23,5% выше соответствующего показателя  2014 года.

В социальной сфере достигнуты заметные результаты в реализации программ модернизации здравоохранения и образования. Несмотря на непростую ситуацию, в целом выполняются задачи по повышению уровня оплаты труда бюджетников. Мы вплотную приблизились к ликвидации очереди в детские сады. Многое удалось сделать в плане поддержки многодетных и малоимущих семей, инвалидов, детей-сирот. Осуществлены дополнительные меры по укреплению инфраструктуры спорта, сферы культуры и организации досуга. Предпринимались последовательные усилия по обеспечению общественно-политической стабильности, безопасности и консолидации нашего общества.

Безусловно, остаётся немало нерешённых вопросов, но по каждому из них идёт целенаправленная, не дающая порой мгновенных результатов, но очень важная работа. Я признателен за участие в ней каждому из присутствующих в этом зале, всем жителям Кабардино-Балкарии.

Особую благодарность хотелось бы выразить руководству страны, федеральным министерствам и ведомствам, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Меликову Сергею Алимовичу, сотрудникам аппарата полпредства за поддержку и практическую помощь при решении стоящих перед нами задач во всех сферах жизнедеятельности республики.

Нынешний и ближайшие годы станут временем серьёзных испытаний. Складывающаяся ситуация ставит перед необходимостью пересмотреть некоторые позиции, а также внесения соответствующих коррективов в планы на предстоящий период. У нас нет времени на раскачку. Мы должны оперативно принять все возможные меры для предотвращения негативных тенденций.

Правительство республики ведёт активную работу в этом направлении. Мы пересматриваем параметры республиканского бюджета на текущий год.Ставится непростая, но конкретная задача – обеспечить все социальные обязательства в полном объёме.

В условиях кризиса, как показывает практика, происходит переориентация экономической политики. Поддержку получат те отрасли, которые оказывают  наибольшее влияние на рост экономики и занятости. Имеющиеся у нас ресурсы и резервы должны быть направлены на дальнейшее преобразование экономики. А именно – на развитие индустриальной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса.

В своём Послании Федеральному Собранию В.В.Путин подчеркнул необходимость создания конкурентных производств, реализации программ импортозамещения и технологического обновления.

Для решения этих задач у нас создан определённый задел. В республике производятся различные виды продукции, включённые в федеральные отраслевые планы импортозамещения. Это лекарственные препараты, алмазные инструменты, рентгенаппараты, кабельные изделия, высоковольтные выключатели, глушители выхлопных газов и ряд других наименований. В Российский экспортный центр направлены заявки на предоставление услуг по поддержке экспорта республики.

Подготовлены предложения о поставках для нужд Газпрома, Норнкеля, Ростеха, Роснефти, РЖД, Росгеологии. Всего представлено более 20 наименований групп товаров и оборудования, которые предприятия республики способны производить уже сегодня, либо готовы организовать производство в ближайшее время.

Вместе с тем мы должны выстраивать эту работу с учётом  ограниченности средств Российского фонда поддержки промышленности. Понятно, что предусмотренные в нём ресурсы достанутся далеко не всем. Поэтому Правительству, отраслевому Министерству необходимо постоянно держать руку на пульсе, своевременно осуществлять актуализацию планов по импортозамещению, обеспечить эффективное взаимодействие с соответствующими федеральными ведомствами.

При любом стечении обстоятельств мы должны продолжить перестройку структуры промышленного комплекса в сторону увеличения удельного веса наукоёмких, высокотехнологичных и высокопроизводительных производств, обеспечивающих активизацию инновационной деятельности.

Хорошие перспективы открываются для развития лёгкой промышленности. Необходимо создавать условия для создания как крупных, так и небольших предприятий, прежде всего, в сельской местности, что весьма важно для обеспечения занятости населения.

Приоритетными направлениями в отрасли остаются привлечение инвесторов и развитие самоинвестирования. Потенциал у нашей промышленности немалый, и реализация его через инвестиционные процессы – важнейшая задача.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

В Послании Президента страны поставлена задача – к 2020 году полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием.

Объём поддержки аграрного сектора ежегодно увеличивается, и 2015 год не стал исключением. Из республиканского и федерального бюджетов аграрии получили около 2 млрд рублей, это больше, чем в 2014 году на 18,4%. Несмотря на непростую финансовую ситуацию, основные направления государственной поддержки в бюджете 2016 года сохранены для всех форм хозяйствования.

Необходимо в полной мере использовать весь имеющийся в данном секторе потенциал как в целях выполнения программы импортозамещения, так и существенного роста объёмов экспорта.

Наша республика располагает благоприятными условиями и конкурентными преимуществами для выращивания кукурузы, развития овощеводства, садоводства и виноградарства, а также значительными возможностями для наращивания производства данных видов сельскохозяйственной продукции. Особенности ландшафта и климата позволяют также эффективно развивать скотоводство и овцеводство.

На сегодняшний день по перечню производимой у нас импортозамещающей продукции, а конкретно по производству овощей и плодов, семян кукурузы, мяса птицы и плодоовощных консервов мы вышли на полную самообеспеченность и уже поставляем их значительные объёмы за пределы республики.

Предстоит к 2020 году довести поставки плодовой продукции в другие регионы до 300 тыс. тонн, овощной продукции – до 350 тыс. тонн, доля республики в импортозамещении по этим видам продукции должна достигнуть 4,5% и 11,9% соответственно. Кроме того, у нас имеются реальные возможности обеспечить объёмы производства плодоовощных консервов с нынешних 220 млн до 350 млн условных банок в год.

Мы должны всемерно поддерживать долгосрочные планы инициативных людей, которые эффективно ведут дела на селе, добиваться, чтобы с должной отдачей работали немалые ресурсы, вложенные в аграрный сектор. Не секрет, что, несмотря на серьёзную поддержку отрасли, результаты деятельности сельхозпредприятий, работающих примерно в одинаковых условиях, кратно разнятся. Отсутствуют системный анализ и контроль эффективности использования государственных средств по программам поддержки АПК.

Наша главная задача здесь – обеспечить максимальную отдачу от каждого вложенного рубля.

Многое предстоит сделать по решению вопросов, связанных с использованием земель сельхозназначения. Нам пока ещё не удалось упорядочить земельные отношения, что вызывает обоснованные нарекания. В перспективе, конечно, нам предстоит определиться с выбором формы землепользования.

А до этого, в том числе и в рамках работы специальной Правительственной комиссии, необходимо усовершенствовать правила и механизм арендных отношений, обеспечивающие высокую эффективность сельхозземель, с одной стороны, и социальную справедливость – с другой.

Президент страны предложил – сельхозземли, которые используются не по назначению, изымать у недобросовестных владельцев и передавать тем, кто хочет и может заниматься возделыванием земли. В условиях малоземелья данная установка Главы государства обретает особую актуальность для нашей республики. Правительство, главы муниципальных образований уже сегодня должны самым серьёзным образом готовиться к реализации этих решений.

ТРАНСПОРТ

Дальнейшее развитие получит транспортный комплекс. Нам удалось заметно обновить подвижной состав общественного транспорта. На маршруты вышли 26 единиц новых современных автобусов. В нынешнем году на условиях софинансирования поступят ещё 109 автобусов. Из запланированных  25 на этот месяц, буквально вчера 7 из них уже поступили.

Начата активная работа по наведению порядка в пассажирских перевозках. Распоряжением Правительства вместо обанкротившегося МУП «НальчикАвтобус-Транс» создано государственное унитарное предприятие «Каббалкавтотранс 1438». Штатная численность работников нового предприятия составит 460 человек, из которых на сегодняшний день уже приняты на работу 194.

Если ранее все 54 автобуса, находившихся в банкротной массе МУП «НальчикАвтобусТранс», сдавались в аренду за 54,0 тыс. рублей в месяц при нулевой прибыли, то от вышедших только на 2 маршрута 19 новых автобусов за неполный месяц январь выручка составила 1 млн 424 тыс. рублей. Эффект от проведённой реорганизации очевиден. Будем и далее настойчиво работать в этом направлении.

В ближайшие годы мы должны привести в порядок всё автовокзальное хозяйство. В 2016 году необходимо обеспечить завершение строительства и ввод в эксплуатацию двух новых автовокзалов на въездах в г. Нальчик, что позволит вывести за черту города свыше 2,5 тысяч ежедневно прибывающих и отбывающих пассажирских автобусов, значительно разгрузить городские транспортные потоки.

ДОРОГИ. БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Улучшение качества дорог должно стать одним из главных приоритетов предстоящих лет. На дороги тратятся большие суммы капитальных вложений. И если они сделаны кое-как, то это деньги, закопанные в песок. У нас есть дороги, отремонтированные 3 – 4 года назад и уже нуждающиеся в ремонте. Подобное просто недопустимо!

Нужно и дальше увеличивать темпы дорожного строительства, добиваться повышения уровня содержания федеральной сети автодорог, расширения региональных и муниципальных дорог общего пользования с твёрдым покрытием. Предстоит переломить ситуацию и с внутрипоселенческими и внутриквартальными дорогами.

Дороги – это визитная карточка любого региона, уже не говоря о том, что это вопрос безопасности людей. От их состояния зависит развитие практически всех отраслей экономики и социальной сферы. Поэтому строительство современных дорог, их обустройство является для нас ключевым фактором.

Для повышения безопасности дорожного движения в г.Нальчик внедрён аппаратно-программный комплекс «Безопасный город». В 2015 году на территории республики установлены 21 комплекс фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, 249 камер видеонаблюдения, общее количество которых теперь составляет 574. Также установлены 3 комплекса экстренной связи «Гражданин – полиция», а в трёх «пилотных» муниципальных образованиях созданы локальные серверные центры. Необходимо активно продолжить эту работу, в том числе имея в виду и высокий уровень ДТП со смертельным исходом.

В прошлом году начато строительство многофункционального центра высшего спортивного мастерства в с.Урвань. Для этих целей создано акционерное общество «Кавказ-Автосити». В этом году мы должны, как и намечалось, приступить к строительству основных сооружений данного центра.

АЭРОПОРТ

На особом контроле Правительства, отраслевого Министерства должен находиться ход реконструкции нашего аэропорта, прежде всего, в части

капитального ремонта взлётно-посадочной полосы. Тем более, что как бы ни было сложно, мы выполнили условия по возврату её в федеральную собственность, что теперь позволяет Росавиации выделить необходимые на эти цели средства. Важно также контролировать график строительства нового пассажирского терминала с годовой пропускной способностью 500 тыс. пассажиров.

ЖИЛЬЕ

В области строительства главной задачей остаётся дальнейшая реализация программы «Жильё для российской семьи». В нынешнем году нам нужно не только удержать, но и превзойти достигнутые объёмы ввода жилья, в том числе для переселения граждан из аварийного жилищного фонда и общежитий.

Нужно увеличить число категорий граждан, которые смогут получить государственную поддержку в решении жилищной проблемы. Это семьи, имеющие трёх и более детей, врачи, учителя, молодые специалисты на селе и другие категории граждан. Но здесь имеются и серьёзные вопросы. В прошлом году 216 млн рублей государственных средств были направлены на жильё для ветеранов, для молодых семей и детей-сирот. Однако из них в попытке найти простое и быстрое решение 180 млн рублей потрачены на приобретение жилья на вторичном рынке. Понятно, что эти шаги в рамках действующего законодательства. Но, на мой взгляд, было бы намного правильней и разумней направить эти средства на новое строительство, а значит на создание дополнительных рабочих мест, на пользу большему количеству жителей республики. Правительству надо глубже вникать в эти вопросы и эффективнее использовать существующие рычаги.

В 2015 году из аварийного жилья переселено 433 человека. С учётом республиканских средств на эти цели израсходовано более 330 млн рублей. У нас остаются ещё 1324 человека, нуждающихся в переселении из аварийного жилья. Правительству и местным администрациям муниципальных районов и городских округов необходимо обеспечить выполнение намеченной Программы в полном объёме. Причём, как показывает практика, по каждому случаю нужен индивидуальный подход.

Актуальной задачей остаётся обеспечение инфраструктурой участков, выделяемых многодетным семьям. Местным администрациям здесь не стоит занимать выжидательную позицию в надежде на выделение федеральных или республиканских средств, а находить механизмы решения данной проблемы.

ЗАВЕРШЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА  СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

Важнейшее направление – сдача в эксплуатацию Республиканского перинатального центра. Наряду с этим предстоит продолжить строительство Дворца театров, реконструкцию Балкарского театра, строительство и ремонт школ, дошкольных учреждений, больниц, поликлиник, домов культуры и сельских клубов, спортивных сооружений. Все это – сфера особой ответственности Правительства, Министерства строительства и ЖКХ, глав администраций муниципальных районов и городских округов.

Предстоит завершить уже в этом году работу по приведению градостроительной и всей нормативной правовой документации в соответствие с требованиями законодательства, в первоочередном порядке утвердить генеральные планы г.Нальчик, других муниципальных образований республики, а также внести необходимые коррективы в утверждённые правила землепользования и застройки. Отныне мы не должны давать разрешение на строительство жилья без обеспечения подъездными дорогами, тротуарами, детскими площадками, зонами отдыха, парковками и другой инфраструктурой.

Точно также нельзя закрывать глаза на самовольное строительство и различные пристройки к жилым домам, которые загораживают проезды и проходы, а в целом приводят в неприглядный вид всю архитектуру и, что самое главное, создают значительные неудобства для большинства населения. То же самое касается размещения, как правило, нелепой по содержанию и безобразной по форме, рекламной продукции. Во всём этом главам администраций городских округов и поселений надо принципиально разобраться уже в текущем году.

ЖКХ

По-прежнему очень много нареканий к жилищно-коммунальному хозяйству. Помимо недобросовестного исполнения своих обязанностей управляющими компаниями, проблемы в работе отрасли связаны во многом с техническим состоянием имущества.

Несмотря на некоторое обновление, 56% водопроводных сетей всё ещё имеют высокую степень износа. Водозаборные сооружения эксплуатируются более 30 – 40 лет и большинству из них требуются капитальный ремонт или полная замена. Аналогичная ситуация в теплоэнергетическим комплексе. Понятно, что собственными ресурсами эту копившуюся десятилетиями проблему не решить. Необходимо активнее привлекать дополнительные средства на основе государственно-частного партнёрства. Правительству предлагаю активнее и предметнее заниматься этими вопросами в русле достигнутых в прошлом году наработок и договорённостей с энергосетевыми компаниями и коммерческими структурами. Важным инструментом привлечения в отрасль частных инвестиций может и должен стать переход с нынешнего года на  долгосрочное регулирование тарифов.

Надо усилить работу по налаживанию строгого учёта потребления энергоресурсов во всех звеньях цепи – от поставщика до конкретного потребителя, обеспечению прозрачности и своевременности платежей, внедрению энергосберегающих технологий, сокращению издержек.

Большой, серьёзной проблемой, которую нам предстоит решать в ближайшие годы, является программа капитального ремонта многоквартирных домов, так как основным источником финансирования теперь стали средства самих жильцов. Предстоит провести широкую разъяснительную работу с населением для того, чтобы люди поверили в реальность новых подходов.

Не компрометировать идею непрофессиональными действиями при решении даже элементарных организационных и технических вопросов, как это у нас зачастую происходит, а реально показать людям, что главная цель – создать благоприятные условия для проживания, проработать чёткий прозрачный механизм привлечения средств и, что не менее важно, обеспечить контроль за их целевым использованием с активным участием самих жителей.  

Порой люди отдают последние деньги, и они должны быть абсолютно уверены в том, что их взносы будут использованы строго по назначению.

Правительству КБР во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 399-ФЗ следует ускорить подготовку и внесение в Парламент законопроекта, предусматривающего предоставление компенсации расходов по уплате за капитальный ремонт многоквартирного дома лицам, достигшим 70 и 80 лет.

ЭНЕРГЕТИКА

Важнейшей составляющей нашей экономической стратегии остаётся надёжное и качественное обеспечение КБР энергетическими ресурсами.

На сегодняшний день доля вырабатываемой электрической мощности электростанций на территории республики в общем объёме потребляемой электроэнергии достигает 33,3%. Необходимо усилить работу по дальнейшему использованию гидроэнергетического потенциала республики. В 2016 году должно быть завершено строительство Зарагижской ГЭС, что позволит увеличить выработку электроэнергии до 40% от общего объёма потребления. Но мы не должны останавливаться на этом. Надо продолжить активное взаимодействие с соответствующими федеральными структурами по динамичному развитию гидроэнергетики.

Хотелось бы заострить внимание на одной актуальной проблеме. Речь идёт о том, что ежегодно растущие долги за потреблённые энергоресурсы ставят под угрозу бесперебойное обеспечение республики электроэнергией и природным газом.

Анализ показывает, что имеющиеся задолженности за электроэнергию и газ – это, в первую очередь, долги предприятий и населения. Казалось бы, это часть долга – ответственность компаний-поставщиков, тем более, что в бюджетной сфере таких проблем практически нет. Однако, и хочу это особенно подчеркнуть, и те, и другие потребители энергоресурсов находятся на территории нашей республики, и мы просто обязаны обеспечивать своевременную и полную оплату энергоресурсов. Решение этой трудной, но жизненно важной задачи является прямой обязанностью Правительства, отраслевых министерств, администраций муниципальных образований.

Ведь это никак не красит ни нас с вами, ни жителей республики, ни Кабардино-Балкарию в целом. Наши народы никогда не жили по принципу «Кому должен – всем прощаю». Словом, мы должны всем миром взяться и раз и навсегда решить эту застарелую проблему.

      ТУРИСТСКО- РЕКРЕАЦИОННЫЙ  КОМПЛЕКС

Одним из стратегических направлений развития является туристическая отрасль. В предстоящий период необходимо поставить на качественно новый уровень работу по дальнейшему развитию индустрии туризма. В конце прошлого года в Приэльбрусье сданы в эксплуатацию самая высокогорная в Европе канатная дорога от станции «Мир» до станции «Гара-Баши» на высоте 3847 метров, а также новая горнолыжная трасса.

Но это только первые шаги. Предстоит ещё многое сделать для того, чтобы превратить сферу туризма в высокоэффективную отрасль, для максимального использования её потенциала, в том числе в развитии малого и среднего предпринимательства, привлечения инвестиций, обеспечения занятости населения. В этих целях необходимо усилить меры по формированию современной инфраструктуры туризма, благоприятного облика республики, как одного из самых привлекательных для отдыха регионов, увеличить количество культурно-массовых и спортивных мероприятий, направленных на развитие внутреннего и международного туризма. Особо важны при этом вопросы обеспечения безопасности граждан.

Надо ускорить решение всего комплекса вопросов, связанных с созданием особых экономических зон туристско-рекреационного типа на территории четырёх районов, прежде всего в части снятия административных барьеров. Но не только эти муниципалитеты, а и все остальные должны обеспечивать рост туристического потока. Для этого каждый из них должен разработать собственный туристический бренд.

Развитие туризма, курортно-рекреационного комплекса в целом во многом зависит от других отраслей. Речь, прежде всего, идёт о природопользовании и охране окружающей среды. В ряде районов сохраняются серьёзные экологические проблемы, связанные с отсутствием очистных сооружений, утилизацией коммунальных и бытовых отходов. Тема большая и сложная, в одночасье её не решить, но и темпы работ в этом направлении не могут нас устраивать. Правительству следует завершить разработку специальной программы по формированию системы водоочистки, сбора и утилизации отходов и приступить к её практической реализации в полном объёме.

ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКУ. ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.

Важнейшим направлением работы на предстоящие годы остаётся улучшение инвестиционного климата. В настоящее время в промышленности, сельском хозяйстве, туризме и энергетике, на транспорте и в жилищном строительстве реализуются около 40 инвестиционных проектов. Для их быстрого и эффективного осуществления необходимы соответствующие изменения в законодательстве, оказание помощи в развитии инфраструктуры, продвижении на внешние рынки. И, конечно же, чтобы намеченное состоялось, нужно исключить коррупционную составляющую.

К сожалению, именно она вкупе с бюрократическими проволочками и непрофессионализмом зачастую отталкивает инвесторов. В подтверждение этому можно привести десятки конкретных фактов. Правительству, Агентству инвестиций надо решительно искоренять такое отношение к работе с потенциальными инвесторами.

В целом же наши проекты должны быть абсолютно прозрачными и понятными, гарантированы  государством и имуществом подрядчиков. Чтобы ни у кого не было ни соблазна, ни возможности к различного рода злоупотреблениям.

В складывающихся непростых финансовых условиях следует активнее применять механизмы государственно-частного партнёрства, проработать дополнительные меры поощрения частных инвестиций в приоритетные сферы экономики, привлекать их не только к строительству жилых домов, дорог, больниц, школ и других объектов, но и к их реконструкции и ремонту. Высвобождаемые при оптимизации бюджетных расходов средства представляется целесообразным направлять, в первую очередь, на проекты, которые принесут реальные результаты для населения.

В начале этого года между заводом чистых полимеров «Этана» и государственными корпорациями Китайской Народной Республики подписан контракт, который открывает новые возможности для привлечения инвесторов в регион, увеличения доходной базы федерального и республиканского бюджетов.

Мы заинтересованы в широком деловом сотрудничестве с зарубежными партнёрами, приветствуем инвесторов, которые нацелены на долгосрочную работу. Поручаю Правительству КБР проработать весь комплекс этих вопросов с соответствующими федеральными органами и обеспечить принятие необходимых решений.

В Послании Федеральному Собранию Президент страны в качестве одного из ключевых направлений развития обозначил укрепление доверия между властью и бизнесом, улучшение делового климата. Нам следует уделять особое внимание своей работе по развитию малого бизнеса. Для этого необходимо использовать весь имеющийся потенциал, в том числе бизнес-инкубаторы, Гарантийный фонд, Центр инновационной социальной сферы и другие площадки.

Наряду с этим необходимо в ближайшее время решить имущественные, земельные и другие вопросы, связанные с приостановленным в 2013 году строительством агропромышленного технопарка в Баксанском районе, в который было вложено более 135 млн рублей государственных средств. На базе этого объекта мы должны создать современный уникальный агропромышленный бизнес-инкубатор с учебным полигоном, и ввести его в строй не позднее октября текущего года.

Правительству с привлечением представителей малого и среднего бизнеса следует изучить вопрос эффективности существующей системы финансовой поддержки и внести предложения по её совершенствованию, в тесном взаимодействии с вновь созданной Федеральной корпорацией развития малого и среднего предпринимательства проработать предложения по организации масштабного техперевооружения данного сектора экономики. Это позволит поднять конкурентоспособность нашего бизнеса, в том числе на рынках крупных закупок федеральных и региональных компаний.

Следует обеспечить реализацию установки Президента страны о недопустимости в ближайшие годы повышения налоговой нагрузки на бизнес. Одновременно необходимо принять дополнительные меры по упорядочению различного рода проверок, устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов. Прошу прокуратуру республики обратить на это серьезное внимание.

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

В отличие от федерального республиканский бюджет, как и в предыдущие годы, сформирован на трёхлетний период. Он составлен на основе перечня утверждённых государственных программ и направлен на эффективное решение как текущих, так и перспективных задач социально-экономического развития.

Основным принципом нашей бюджетной политики должны стать жесточайшая экономия и концентрация средств на приоритетных направлениях. А наши приоритеты – это выполнение социальных обязательств, реализация майских (2012 года) указов Президента Российской Федерации.

Необходимо принять конкретные меры по оптимизации бюджетных расходов. Поручаю Правительству провести полную ревизию всех бюджетных программ.

В условиях кризиса важен каждый рубль. Нужно исключить все неэффективные расходы, особенно в сфере управления. Но при этом здесь должен быть индивидуальный подход по каждому министерству, по каждому направлению.

Следует сократить все вспомогательные ГУПы и МУПы. Министерства,  ведомства, местные администрации муниципальных районов и городских округов не должны плодить вокруг себя дополнительные структуры. У нас в некоторых министерствах по 60 – 80 человек, потом ещё ГУПы по 30 – 40 человек. Сэкономленные средства бюджета должны направляться на стимулирование экономического роста, увеличение притока инвестиций и численности занятого населения.

В то же время не только расходная, но и доходная часть бюджета должна стать предметом постоянной заботы всех органов власти. Как я уже говорил, у нас немало внутренних резервов. К примеру, значительные возможности имеются в области начисления земельного налога с физических лиц, который, как известно, полностью поступает в бюджеты органов местного самоуправления. В то же время у нас во многих районах большое количество земельных участков, с которых налог вообще не взимается. Не принимаются меры, предоставленные законом, к фактам самозахвата земель, не налажен контроль за соответствием заявленного и фактического их использования. То же самое относится к объектам недвижимости.

Около половины земельных участков и объектов недвижимости не состоят  на кадастровом учёте и соответственно выпали из налогооблагаемой базы.

В этой связи Правительство совместно с налоговыми инспекциями, местными администрациями, другими заинтересованными структурами должно до конца года завершить решение всех вопросов в этом сегменте.

Особая роль здесь отводится органам местного самоуправления. Они должны активнее использовать возможности, предоставленные им сегодня законодательством. Сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, главы муниципалитетов постоянно сетуют на отсутствие финансов, на скудность своего бюджета, в связи с чем просят финансовую помощь. С другой, как мы видим, надлежащей работы по увеличению налогооблагаемой базы не проводится.

Хочу предупредить, подобным фактам будет даваться принципиальная оценка. Ключевым вопросом является «бюджет развития». Поэтому поиск инструментов развития - главный показатель эффективности всех органов власти. Один из основных наших ресурсов – федеральные программы. Мы должны участвовать в них максимально результативно и в полной мере использовать средства, которые федеральный центр, несмотря на сложную ситуацию в стране, выделяет регионам. В этих вопросах наши министерства должны быть более профессиональными, убедительными и последовательными, уметь выстраивать отношения на основе взаимных гарантий. Это направление работы – один из главных критериев оценки деятельности каждого члена Правительства.

В складывающихся сложных условиях также необходимо активнее использовать возможности приватизации на основе здоровой конкуренции. Сейчас очень важно, не затягивая, изучить вопрос снятия ограничений на приватизацию объектов госсектора.

Поручаю Правительству ещё раз пересмотреть Программу приватизации, как это недавно сделано на федеральном уровне. Приватизация должна осуществляться по рыночной стоимости, открыто и справедливо, с использованием государственного имущества в качестве эффективного инструмента привлечения инвестиций.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Дальнейшего совершенствования требует наша социальная политика. Важнейшим направлением здесь, безусловно, остаётся повышение уровня заработной платы и доходов населения. В 2015 году средний размер зарплаты по республике составил 20562 рубля, превысив уровень 2014 года на 3%. Но мы-то с вами с вами понимаем, что этого, конечно, недостаточно, так как процент прибавки не покрывает рост инфляции. Поэтому в нынешнем году необходимо добиваться более существенного повышения уровня оплаты труда.

Что касается бюджетной сферы, то нам удалось в целом обеспечить достижение целевых показателей, установленных майскими (2012 года) указами Президента Российской Федерации. В текущем году мы должны продолжить работу по поэтапному росту заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы, при любых обстоятельствах достичь предусмотренных в региональных «дорожных картах» индикативных показателей.

Особое значение сегодня обретает эффективная социальная защита тех, кому особенно трудно, - инвалидов, людей старшего поколения, детей-сирот. В последние годы у нас наблюдается рост количества переданных в замещающие семьи детей этой категории и оставшихся без попечения родителей. Наш долг – максимально поддержать такие семьи!

В целом же укрепление института семьи остаётся одной из наших важнейших задач. Сегодня, благодаря проводимой работе и реализации различных социальных программ, несколько лет подряд наблюдается рост рождаемости. Становится всё больше семей с тремя, четырьмя и пятью детьми. Увеличение рождаемости во многом обеспечивают вторые и последующие дети. Поэтому для нас особенно важно решение Главы Государства о продлении на два года срока материнского капитала.

В последние годы несколько активизировалась работа по реализации Программы «Доступная среда». В прошлом году выполнены 10 из 11 показателей утверждённой Правительством «дорожной карты» по повышению доступности объектов и услуг для инвалидов. В нынешнем году мы должны достигнуть 45-процентной доступности. Да, конечно, этот показатель у нас сегодня соответствует среднероссийским. Однако, на мой взгляд, мы не можем руководствоваться в этом вопросе формальными подходами, а обязаны рассматривать эту задачу, прежде всего, через призму традиций и жизненного уклада наших народов. Мы должны в ближайшие годы обеспечить достойную по комфортности среду обитания людям с ограниченными возможностями здоровья.

Поручаю Правительству внести предложения по механизму стимулирования и поддержки работы в этом направлении, более широкого привлечения к ней бизнесменов, некоммерческих организаций, граждан и всего общества.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Залогом качественного человеческого капитала является здоровое население. В последнее время проводится значительная работа по развитию системы здравоохранения. Наряду со строительством высокотехнологичных центров и оснащением клиник современным оборудованием приоритетными направлениями остаются профилактика, диспансеризация, а также развитие первичной медицинской помощи, в том числе на селе, о чём отдельно сказал в своём Послании В.В.Путин.

На сегодняшний день у нас практически полностью покрыты потребности в фельдшерско-акушерских пунктах и врачебных амбулаториях. Проводится поэтапная оптимизация коечного фонда, экономический эффект от которой к концу 2015 года составил более 60 млн рублей.

В республике сохраняется стабильным и такой интегральный показатель состояния здравоохранения, как коэффициент младенческой смертности. Снизились коэффициенты общей смертности, болезней системы кровообращения, туберкулёза, от инфекционных болезней и внешних причин. Растёт число пациентов, получающих высокотехнологичную медицинскую помощь. В 2015 году их было 3250 человек, что на 520 больше, чем в 2014 году,  пятистам из них впервые такая помощь оказана  в наших клиниках.

Тем не менее задача повышения качества медицинских услуг на современном уровне остаётся актуальной. В 2016 году мы должны ввести в строй республиканский перинатальный центр, продолжить работу по завершению строительства онкологического диспансера. Наряду с этим необходимо проработать вопрос капитального ремонта психоневрологического диспансера и ввода в эксплуатацию нефрологического центра в г. Нальчик, провести реконструкцию и модернизацию других объектов.

Предстоит сделать ещё очень многое как по укреплению материально-технической базы здравоохранения, так и по своевременности и качеству медицинских услуг.

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

С удовлетворением можно констатировать, что сегодня в нашей стране здоровье становится социальным свойством личности. Популяризации здорового образа жизни способствуют государственная поддержка физической культуры и спорта, а также проводимые крупные международные, всероссийские и региональные соревнования, в том числе и в нашей республике.

Только за последние два года у нас построено 11 физкультурно-оздоровительных комплексов, 2 стадиона, 5 универсальных спортивных площадок  и ряд других объектов. В этом году следует продолжить строительство новых спортивных объектов, прежде всего, универсальных площадок в муниципальных районах. Правительству, администрации городского округа Нальчик следует, не затягивая, завершить проработку с инвесторами всех вопросов, связанных с возведением многофункционального комплекса с ледовыми аренами и ландшафтным парком, проект которого уже рассмотрен на градостроительном совете города Нальчика.

Очень важно, чтобы спортивная инфраструктура служила на благо массового спорта.

Наша задача – значительно увеличить охват населения систематическими занятиями физкультурой и спортом, активизировать работу по внедрению и популяризации комплекса ГТО.

Во все времена известные спортсмены, тренеры и учителя пользовались особым уважением и непререкаемым авторитетом, были кумирами для молодёжи. Мы рассчитываем на то, что наши ведущие спортсмены будут показывать пример не только в отношении к спорту, а, и что особенно важно сегодня, будут авторитетом в широком смысле: учёбе, культуре поведения, патриотизме и интернационализме, одним словом, примером во всём.

Со своей стороны, мы будем и впредь оказывать всестороннюю поддержку спорту высоких достижений, создавать максимально благоприятные условия. Мы должны сделать всё необходимое для того, чтобы республика имела как можно больше своих представителей в национальных сборных командах страны, добивалась высоких результатов на всероссийском и международном уровнях.

ОБРАЗОВАНИЕ

В Послании Федеральному Собранию В.В.Путин подчеркнул, что российскую школу, дополнительное и профессиональное образование нужно настроить на будущее страны, на запросы самих ребят. Исходя из этой установки, мы должны и впредь уделять приоритетное внимание развитию образования.

За последние два года проведена большая работа по укреплению материальной базы отрасли. Построены школа на 550 мест и 9 дошкольных образовательных учреждений на 1240 мест. В рамках модернизации региональной системы создано 3245 дополнительных дошкольных мест на базе 80 образовательных учреждений за счёт капитального ремонта и реконструкции, что позволило практически обеспечить дошкольными местами детей в возрасте от 3 до 7 лет.

До 2025 года в рамках федеральной программы в республике предполагается строительство, реконструкция и обновление 58 школ. Правительству, профильному Министерству необходимо добиться, чтобы Кабардино-Балкария стала активным участником программы по всем направлениям.

В последнее время наметилась устойчивая тенденция улучшения образовательного процесса.

Однако, как и в предыдущие годы, Единый государственный экзамен 2015 года выявил ряд системных проблем и, прежде всего, в области качества преподавания учебных предметов. Результаты экзаменов свидетельствуют о снижении уровня требований к работе педагогов по реализации образовательных программ и обеспечению необходимого уровня знаний.

По результатам аттестации директорского корпуса, проведённой республиканской комиссией с участием представителей широкой общественности, 16,4% руководителей школ не прошли её. Министерству совместно с органами местного самоуправления необходимо продолжить работу по укреплению кадрового потенциала системы образования, выстроить объективную систему формирования резерва кадров. А талантливых педагогов, к счастью, у нас немало.

Государство проявляет сегодня повышенную заботу об учителях. В рамках имеющихся возможностей мы стараемся поднять их социальный и общественный статус, а потому общество вправе ждать от педагогического корпуса более высоких конечных результатов.

Каждый урок и занятие должны быть интересными, воспитывающими и развивающими. Стимулировать повышение качества образования должны рейтинги школ.

Изменения, происходящие в образовательной политике, обусловили необходимость модернизации системы дополнительного образования детей. Именно в этих целях в конце прошлого года был введён в строй современный многофункциональный образовательный комплекс - учреждение «Детская академия творчества «Солнечный город», которое призвано объединить организации, реализующие программы допобразования разной направленности.

Наша задача - создать современные условия для их интеллектуального, творческого и физического развития. Необходимо продолжить работу по оптимизации и реструктуризации интернатных учреждений республики, а также по укреплению их учебной и материальной базы.

На качественно новый уровень надо поднять работу учебных заведений среднего профессионального образования, которые должны максимально ориентироваться на потребности экономики, значительно повысить уровень подготовки специалистов.

Большие ответственные задачи стоят перед нашими вузами, прежде всего в части улучшения качества образовательного процесса, регулярного обновления образовательных программ, кооперации с предприятиями, привлечения для преподавания ведущих учёных и практиков.

Нас не может не волновать устоявшаяся тенденция оттока основной части выпускников школ, получивших высокие баллы по ЕГЭ, в вузы других регионов страны. Так, в 2015 году в городском округе Нальчик из более чем полутора тысяч учащихся 43% выехали для продолжения обучения за пределы КБР. Для преодоления этой тенденции наши вузы должны быть более привлекательными, а преподаватели высококвалифицированными, эрудированными, восприимчивыми ко всему новому и прогрессивному. Только так мы сможем остановить отток молодежи на учебу в другие регионы.

Важной составляющей политики в этой области должно оставаться развитие науки и инновационной деятельности. Научные силы Кабардино-Балкарского центра РАН, вузов и НИИ должны быть нацелены на поиск такого курса развития республики, который позволит эффективно, с максимальной пользой использовать имеющиеся ресурсы. Для этого полагаю целесообразным, и об этом мы уже говорили на недавней встрече с научным сообществом, разработать стратегию инновационного развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года. Поручаю Правительству, не затягивая, приступить к этой работе совместно с Кабардино-Балкарским научным центром РАН, научно-исследовательскими институтами и вузами.

Приоритетными направлениями реализации государственной молодёжной политики должны стать повышение творческой активности подрастающего поколения, оказание содействия добровольческой деятельности и волонтёрскому движению. Необходимо продолжить работу по выявлению и поддержке талантливой молодёжи, оказывать всестороннее содействие её самореализации.

Патриотическое воспитание – наша важнейшая политическая, нравственная и культурная задача. Мы должны укреплять и развивать такие базовые ценности, как уважение к истории, преемственность традиций. Живая связь поколений и составляет духовно-нравственный стержень наших народов, без чего невозможно решение ближайших и стратегических задач.

КУЛЬТУРА

Одним из ключевых направлений нашей деятельности остаётся развитие культуры. В прошлом году в рамках Года литературы проведено значительное количество творческих мероприятий. Наши музеи, театры, клубы с каждым годом становятся более востребованными.

С большим эмоциональным подъёмом прошли в республике торжества в честь 70-летия Великой Победы. Особое внимание уделено поддержке ветеранов. Немало сделано для увековечения памяти героев войны и тружеников тыла. Мы обязательно продолжим эту работу, будем оказывать ещё большую помощь нашим дорогим ветеранам Великой Отечественной войны.

Культура – мощный фактор общественного развития. Она питает нацию, формирует и сплачивает её. Сегодня нам пора переосмыслить роль культуры, которую за многие годы мы привыкли воспринимать просто как часть социального блока, а чаще всего как сферу услуг, досуга и развлечений. Такой узкий подход не соответствует ни задачам развития, ни требованиям времени. Мы должны утвердиться в восприятии культуры как важнейшей миссии образования и воспитания, как системы духовных традиций и нравственных ценностей.

Нам предстоит сделать ещё многое для того, чтобы вывести культуру на высоту её общественного предназначения. Поэтому за эту работу должны взяться все: общество, власть, школы, университеты, творческие союзы, педагогическое и научное сообщество. Приложить для достижения конкретных результатов максимум усилий, ответственности, таланта и творчества.

Для проведения современной культурной политики следует готовить квалифицированные кадры, способные глубоко понимать её цели, особенности и тенденции. В этой сфере должны работать не только грамотные управленцы, но и истинные ревнители культуры, те, кто душой болеет за её развитие.

Академик Дмитрий Лихачев говорил: «Культура – это активная память человечества». Сегодня, как никогда, нам нужна прочная духовная, историческая основа. Чтобы не растерять национальную идентичность в глобальном мире, мы должны беречь свои истоки, свой родной язык. Необходима серьёзная исследовательская работа, реальные проекты в сфере сохранения памятников истории, развития музейного дела и познавательного туризма. Уважение к культуре нередко начинается со знакомства с историей и традициями той местности, где живёт человек.

Вместе с тем мы должны всегда помнить о том, что не может быть культуры раз и навсегда заданной, неизменной, застывшей. Жить будет культура, которая, сохраняя преемственность традиций, каждодневно обогащается. Нашу национальную культуру всегда отличали открытость и дружелюбие. Уверен, так будет и впредь.

Понятно, что реализовать эти и другие важные задачи возможно при наличии соответствующей материально-технической базы отрасли. И мы будем поэтапно шаг за шагом решать эти вопросы, добиваться создания современной инфраструктуры. Но одними усилиями государства здесь не обойтись. Необходимо создавать условия для развития социального и творческого предпринимательства, благотворительности и в целом широкого вовлечения граждан в реализацию культурной политики.

2016 год объявлен в России Годом кино, проведение которого мы должны использовать для формирования у молодёжи здоровых духовно-нравственных ориентиров, поддержки киноотрасли и киноискусства в целом.

Важнейшими ценностями и одними из наших главных достижений являются межнациональный и межконфессиональный мир и согласие. Уважение к культурно-историческим традициям, конструктивное взаимодействие представителей всех проживающих в республике народов стали неотъемлемой частью современной Кабардино-Балкарии.

В этом году мы торжественно отметим 95-летие государственности Кабардино-Балкарской Республики. Подготовку и проведение юбилейных мероприятий необходимо использовать для дальнейшей консолидации общества, укрепления единства, всегда помнить, что наша государственность смогла состояться только в составе России.

Мы искренне гордимся нашим Отечеством и его великой историей. На протяжении нескольких столетий народы Кабардино-Балкарии принимали деятельное участие в формировании Российского государства и не раз доказывали свою приверженность данной нашими предками клятве «Навеки с Россией». И мы должны бережно хранить это бесценное наследие, всегда помнить, что судьба Кабардино-Балкарии, её будущее напрямую зависят от каждого из нас, от созидательного труда  и ответственной гражданской позиции.

РЕЛИГИЯ

В последние годы налаживается тесное сотрудничество с традиционными религиозными конфессиями. Восстанавливаются и строятся новые культовые объекты. В прошлом году Исламскому университету им.Абу Ханифы было передано комфортабельное четырёхэтажное здание. Духовному управлению мусульман оказывается необходимая помощь. Аналогичные меры осуществляются и по поддержке других традиционных для нашей республики конфессий. Так, в ближайшее время будет в полном объёме завершено строительство и состоится торжественное открытие Православного Храма Святой Марии Магдалины.

Заметно активизировалась работа по теологическому просвещению населения. С мая 2015 г. на телеканале «Россия-1» ВГТРК «Кабардино-Балкария» дважды в месяц в эфир выходит программа «Ислам – религия мира». На этом же канале осенью прошлого года стартовала ещё одна передача «Открытым текстом». Новые телевизионные проекты уже привлекли большое внимание широкой аудитории. Реализуется комплекс и других мер, в основу которых положены традиционные институты социальной и культурной жизни наших народов.

Вместе с тем предстоит ещё многое сделать по совершенствованию религиозного образования населения. При этом важно учитывать его этноконфессиональный состав.

Жители Кабардино-Балкарии и, прежде всего, дети должны иметь представление обо всех традиционных религиях. Это основа общественного согласия и доверительных отношений. В то же время надо жёстко реагировать на любые попытки привнести радикальные, экстремистские взгляды и идеи.

Сегодня у нас зарегистрировано более 840 общественных организаций. Они отражают широкий спектр общественных взглядов, интересов и настроений. Необходимо объединение их усилий для решения важнейших вопросов социально-экономического развития республики.

В конце 2015 года завершился процесс формирования нового состава Общественной палаты Кабардино-Балкарии, которая за годы существования превратилась в основной представительный и координирующий центр общественного движения. Эффективным механизмом взаимодействия власти и населения должны стать общественные советы при органах власти и местного самоуправления. Необходимо развивать эти институты, активно расширять формы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Президент страны  предложил переориентировать до 10% бюджетных потоков госпрограмм на НКО социальной направленности, доказавшие свою компетентность. И эту работы мы должны начать в этом году.

ВЫБОРЫ

18 сентября в единый День голосования состоятся выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и во все Советы местного самоуправления нашей республики. Мы должны обеспечить их организованное проведение, уделить особое внимание чистоте и прозрачности избирательного процесса. Необходимы активное участие граждан в процедуре выдвижения кандидатов и максимальная явка на избирательные участки. При этом важно не допустить использования предвыборной борьбы для деструктивных целей. Рассчитываю на высокий уровень сознательности и ответственности, на гражданскую позицию лидеров политических партий и общественных движений, руководителей средств массовой информации и наших граждан.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Одной из важнейших задач на предстоящие годы является обеспечение законности, правопорядка и безопасности наших граждан. Это относится и к государственным структурам, и к обществу в целом.

В истекшем году совместными усилиями с правоохранительными структурами и органами безопасности нам удалось улучшить криминогенную обстановку. Уменьшилось количество посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, сохранена тенденция снижения количества разбоев, грабежей, преступлений с применением огнестрельного оружия, угонов автотранспорта. По целому ряду преступлений возросла раскрываемость, в том числе «по горячим следам». Несколько лучше сработали подразделения экономической безопасности и противодействию коррупции.

В течение года на территории республики не допущено ни одного террористического акта. Количество же преступлений террористической направленности сократилось со 143 в 2010 году до 2 в 2015 году, удалось нанести существенный урон численному составу, ресурсной и материальной базе бандподполья, разрушена его организационная структура.

Однако террористическая угроза не снята. Остаются проблемы в сфере информационного противодействия экстремистской идеологии. Сложные геополитические процессы и интенсивное развитие интернет-пространства, которое активно используется проповедниками экстремизма и терроризма, обязывают нас к поиску новых информационных технологий и способов предотвращения их влияния, прежде всего, на умы подрастающего поколения.

Мы являемся свидетелями роста напряжённости на Ближнем Востоке, в ряде других регионов и серьёзных геополитических изменений в мире, что не редко приводит к негативным явлениям, сопровождающимся тяжелыми последствиями.  

Выходцы из России, в том числе из Кабардино-Балкарии, проходят «обкатку» в так называемом «Исламском государстве». Имеются факты прямых призывов к быстрому возвращению их для проведения различных террористических акций. Всё это налагает на всех нас дополнительную ответственность. Предстоит повысить эффективность этой работы  по всем направлениям.

Важно принять дополнительные, упреждающие меры по ликвидации международных связей и ресурсной базы террористов, перекрыть им каналы въезда и выезда из России. Необходимо до мельчайших деталей отработать систему превентивных действий при возрастании террористической опасности.

Совместными усилиями мы сумеем преодолеть негативные процессы, поставить надёжный заслон проникновению и распространению экстремизма и терроризма, обеспечив должный уровень законности, правопорядка и безопасности граждан.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА

Успешное решение стоящих перед нами серьёзных и ответственных задач в определяющей мере зависит от эффективности государственного и муниципального управления. Два года назад нами была осуществлена оптимизация исполнительных органов власти, утверждена новая структура Правительства, министерств и ведомств. В 2014 году избран новый Парламент. Устранены дублирование и избыточные звенья в управлении. Вместе с тем жизнь сегодня весьма динамична и каждый день ставит перед нами новые задачи. Соответственно мы должны выстраивать систему органов государственной власти.

Поручаю Председателю Правительства республики, Руководителю Администрации Главы КБР внести предложения по дальнейшему совершенствованию структуры органов исполнительной власти с учётом складывающейся экономической ситуации и необходимости оптимизации расходов на содержание госаппарата.

Необходимо сохранить достигнутый уровень сотрудничества исполнительной и законодательной власти. В истекшем году Парламент осуществил большой объём работ по законодательному обеспечению модернизации экономики, улучшению инвестиционного и делового климата, реализации наших социальных программ. Рассчитываю на такую же активность депутатов и в будущем.

Считаю, что в настоящее время законотворческий процесс необходимо ориентировать в первую очередь на повышение эффективности бюджетных расходов, обеспечение комплексной и адресной социальной поддержки граждан, рациональное использование всех имеющихся ресурсов.

Следует продолжить наметившуюся тенденцию ухода от погони за количеством принимаемых законов в ущерб их качеству. Важно и впредь исходить из того, что результативность работы Парламента определяется не числом принятых законов, а их реальным влиянием на улучшение жизни граждан.

В последние годы немало делается по реализации муниципальной реформы. Органы власти на местах приобрели опыт самостоятельного выполнения своих задач, стали увереннее принимать управленческие решения. Вместе с тем темпы становления местного самоуправления отстают от требований времени. Многим администрациям муниципальных образований не хватает инициативы, принципиальности и настойчивости при решении насущных проблем. Вызывает беспокойство большое количество отменённых нормативных правовых актов муниципалитетов.

Правительству, Администрации Главы КБР надо проработать и предложить программу повышения квалификации и профессионального уровня муниципальных служащих.

Не раз говорил, повторю и сейчас: власть должна быть открытой и доступной. Людям, которые делегировали нам власть и которым мы призваны служить, порой трудно достучаться до чиновников. Отсюда – недоверие и справедливые претензии.

Требуются целенаправленные, системные меры по противодействию коррупции. Речь, прежде всего, идёт об её проявлениях в экономической, социальной и бытовой сферах. В тесном взаимодействии с правоохранительными и судебными органами, институтами гражданского общества мы должны значительно активизировать работу по профилактике коррупции, сокращению причин и условий, способствующих ее проявлениям, формированию у населения антикоррупционной культуры.

Решению этих задач призвана способствовать и проводимая в стране Административная реформа. Однако важно, чтобы она у нас не превращалась в громоздкий процесс ненужного бумаготворчества и документооборота. Надо дать больше самостоятельности органам управления на местах, одновременно повышая их ответственность и подотчётность перед населением.

Известный писатель Оскар Уайльд писал: «Человек ценен, когда его слова совпадают с его действиями». Сегодня каждый руководитель, каждый государственный и муниципальный служащий республики во всём должен руководствоваться одним принципом – принципом единства слова и дела!

Таковы в целом основные задачи на 2016 год и ближайшую перспективу.

Предстоящий период потребует от нас большего напряжения сил, большей ответственности и большего спроса на всех уровнях, на всех участках работы.

Здесь присутствуют представители органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, научной и творческой интеллигенции, ветераны и молодёжь, общественные деятели. Настоящее и будущее республики зависит от каждого из нас. У нас одна общая цель – обеспечить условия для благополучной, комфортной и безопасной жизни в Кабардино-Балкарии.

Призываю вас, все политические партии, общественные объединения, граждан к совместной эффективной работе во имя благополучия и процветания Кабардино-Балкарии и нашего Отечества.

Уверен, вместе мы обязательно преодолеем все трудности времени, достигнем намеченных целей, и уже в ближайшие годы Кабардино-Балкария станет одним из наиболее стабильных, безопасных и благополучных регионов нашей великой страны.

Для этого у нас имеется главное – единство общества и власти».

 

Пресс-служба Главы и Правительства КБР

E-mail Печать