Выступление врио Главы КБР на заседании коллегии Министерства здравоохранения КБР по итогам 2013 года
ОБЕСПЕЧИТЬ ДОСТУПНОСТЬ
И КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Среди социальных задач нет более важной, чем забота о здоровье и жизни людей. Поэтому закономерно, что руководство страны уделяет этой сфере возрастающее из года в год внимание. Убедительным тому подтверждением служат майские указы Президента Российской Федерации 2012 года, в которых определены основные направления и целевые показатели развития здравоохранения, и которые находятся на особом личном контроле Главы государства. Вся практическая деятельность в сфере здравоохранения должна быть подчинена неукоснительному воплощению их в жизнь, поскольку от этого зависит здоровье, а значит и будущее граждан Кабардино-Балкарии.
Программа модернизации системы здравоохранения охватывает широкий спектр вопросов. Однако главная цель остаётся неизменной – обеспечение доступности и качества медицинских услуг, повышение эффективности работы лечебных учреждений всех уровней.
Исходя из этого основополагающего посыла хотел бы обозначить ряд вопросов, которые в значительной степени тормозят процесс совершенствования системы здравоохранения республики, вызывают наибольшее недовольство у населения.
БОЛЬНЫЕ НЕ ДОЛЖНЫ
САМИ ПРИОБРЕТАТЬ ЛЕКАРСТВА
Вопросы, связанные с лекарственным обеспечением. Сегодня в большей части лечебных учреждений больные сами приобретают лекарства, несмотря на то, что их закупка финансируется государством. Это вызывает справедливые нарекания, а также негативное отношение жителей республики к врачам, к системе здравоохранения в целом. Одна из первоочередных задач министерства – навести в этом деле порядок, в ближайшее время выправить ситуацию в сфере лекарственного обеспечения во всех медицинских учреждениях.
Необходимо шире информировать граждан об их правах на бесплатную медицинскую помощь. Они должны иметь возможность знакомиться с программами госгарантий, сведениями об организациях – участниках системы оказания бесплатной медицинской помощи. Медицинские учреждения ныне оказывают и платные услуги. По перечню этих услуг также должна быть обеспечена открытость и доступность информации.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИКОВ –
ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ
В республике налицо острая нехватка специалистов, способных работать на новом оборудовании. Минздраву необходимо тщательно проработать вопрос повышения квалификации медицинских работников. За последние годы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на бюджетной основе повысили квалификацию 239 человек. Этого явно недостаточно, если учесть, что каждый врач раз в пять лет должен проходить курсы повышения квалификации и получать сертификат допуска к медицинской деятельности.
В том числе и с этим связана проблема неэффективного использования полученного современного дорогостоящего оборудования. Сегодня 75 единиц стоимостью 142 млн рублей до сих пор не установлены, а 76 единиц стоимостью 144 млн рублей не введены в эксплуатацию из-за неподготовленности помещений или отсутствия кадров соответствующей квалификации. В конечном итоге оборудование, на приобретение которого потрачено около 300 млн рублей государственных средств, стоит мертвым грузом, бесполезно изнашивается и устаревает. В условиях отсталости материально-технической базы нашего здравоохранения – это практически преступная халатность.
УРОВЕНЬ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ВРАЧАМИ
НА 10 ТЫСЯЧ НАСЕЛЕНИЯ В КБР НИЖЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО
Остается актуальным вопрос укомплектованности отрасли специалистами. Сегодня в республике обеспеченность ими составляет 38 врачей на 10 тыс. населения. Этот показатель ниже среднероссийского. Общая потребность республики во врачебных кадрах составляет около 700 человек, в том числе по таким специальностям, как «реаниматология» (99), «психиатрия» (26), «педиатрия» (132), «скорая медицинская помощь» (40) и так далее. В этой связи система подготовки врачей должна быть пересмотрена уже в ближайшее время.
Как известно, решению кадровой проблемы, особенно для сельской местности, что для республики весьма актуально, призвана способствовать программа «Земский доктор».
В 2011–2012 годах, по данным Министерства здравоохранения КБР, для работы на селе было направлено 136 специалистов. Достоверность этих сведений вызывает большие сомнения. Среди лиц, воспользовавшихся этой программой, только 45 человек являлись на тот период интернами и ординаторами. Значительная часть получивших финансовую поддержку от государства в размере 1 млн 100 тыс. рублей, по существу, искусственно по документам подогнаны под программу. В ряде случаев врачи, которые ранее на протяжении многих лет работали в этих же медицинских учреждениях, были переведены в категорию «вновь принятых специалистов». Министерство здравоохранения же формально отчиталось по израсходованным средствам. Огромные суммы потрачены, а результат – мизерный. В сельских амбулаториях как не было, так и нет требуемого количества специалистов.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ДОЛЖНА СТАТЬ ПРЕДМЕТОМ ОСОБОЙ ЗАБОТЫ
Работа первичного звена здравоохранения должна стать предметом особой заботы. Именно в этом звене наиболее наглядно и ощутимо проявляются огрехи в доступности и качестве медицинских услуг. И именно к этому уровню здравоохранения население республики предъявляет наибольшее число претензий. Свидетельство тому встречи с людьми, обращения на сайт Главы КБР.
Проблемы, связанные с организацией работы первичного звена здравоохранения в сельской местности, обсуждались два месяца назад в рамках отраслевого совещания. Тогда главы администраций муниципальных образований просили сохранить в наиболее отдалённых сельских поселениях стационарные медицинские учреждения. Было дано конкретное поручение Правительству, Министерству здравоохранения проработать этот вопрос с главами администраций и с учётом опыта других субъектов внести предложения по решению этой острой проблемы, однако, к сожалению, до сегодняшнего дня оно не найдено.
В МИНИСТЕРСТВЕ ПОКА ЕЩЕ ОТСУТСТВУЕТ
ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ С ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
и как следствие не налажен контроль, а отсюда – низкие качество и эффективность работы в целом. Сотрудники одного из самых крупных по численности министерств практически не выходят из кабинетов, не бывают на местах, не вникают в проблемы медицинских учреждений и не встречаются с населением. За примерами далеко ходить не надо. Чем можно объяснить вопиющие факты, выявленные во время последних посещений некоторых больниц. О каком контроле или кураторстве медицинских учреждений можно говорить, если, к примеру, в городской больнице №1 питание организовано не на должном уровне, если на протяжении 7 лет не вводится в строй готовый к эксплуатации новый корпус, в то время как больные находятся в неприспособленных помещениях.
НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РЕСПУБЛИКЕ
Что касается вопроса оптимизации сети лечебных учреждений, то она, безусловно, необходима. Но при её проведении важно во главу угла всегда ставить интересы жителей республики. Следует максимально увеличить количество услуг, предоставляемых на амбулаторно-поликлиническом этапе, потому что это удобно для пациентов.
На базе крупных республиканских центров предстоит создать условия для развития медицины высоких технологий. Мы должны добиться того, чтобы за высококвалифицированной специализированной медицинской помощью люди перестали выезжать в другие регионы, а имели возможность получать её в республике.
Конечно же, важнейшими на предстоящий период остаются вопросы снижения материнской и младенческой смертности, организации своевременной и качественной помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. На более высоком уровне должны быть организованы профилактика, диагностика и лечение сосудистых, онкологических и других социально значимых заболеваний.
ИЗЖИТЬ ФАКТЫ БЕЗДУШНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПАЦИЕНТАМ
Но, прежде всего, надо безотлагательно навести порядок во всех медицинских учреждениях. Речь уже шла о вопиющих фактах антисанитарии, отсутствия должного режима и распорядка их работы, бездушного отношения медицинского персонала к пациентам. Эти проблемы не требуют никаких материальных затрат. Необходимы лишь добросовестность, порядочность со стороны руководителей этих учреждений. Человек, который любит свою профессию, душой болеет за дело, за здоровье людей, никогда не допустит безразличия к содержанию зданий, территории возглавляемого учреждения, простаивания так необходимого медицинского оборудования.
УСТАНОВЛЕНЫ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Еще одна важная проблема. В последнее время контролирующими финансовыми и надзорными органами в системе здравоохранения установлены значительные нарушения в вопросах расходования бюджетных средств. Только в части незаконного использования средств федерального бюджета выявлены нарушения на сумму около 800 млн рублей. Кроме того, решениями арбитражных судов с Министерства взыскано свыше 12 млн рублей за невыполнение условий госконтрактов. Будем принципиально реагировать на любые нарушения в финансовой сфере, по всей строгости закона спрашивать с должностных лиц, ответственных за расходование бюджетных средств.
Возвращаясь к майским указам Президента Российской Федерации, необходимо отметить, что из запланированных на 2013 год 27 ключевых мероприятий плана по их реализации выполнено лишь 18. По данным мониторинга, проведённого Федеральным фондом ОМС, в 17 организациях не достигнуты целевые показатели по соотношению средней заработной платы врачей и среднего медицинского персонала, в 15 – средней заработной платы младшего медицинского персонала, в 8 – вообще допущено её снижение. Надо незамедлительно исправлять ситуацию.
В КБР немало высококвалифицированных врачей, профессионализм и достижения которых получили признание не только в республике, но и далеко за её пределами. Они, несмотря на социальную неустроенность, не считаясь с личным временем, полностью посвятили себя служению людям, на протяжении многих лет с честью и достоинством исполняют свой профессиональный долг. Эти специалисты – гордость Кабардино-Балкарии. И мы должны делать всё необходимое для их поддержки, создавать благоприятные условия для них на работе и в быту. На мой взгляд, можно было бы разработать в этих целях специальную программу, направленную на дополнительное стимулирование именно таких медицинских работников. Прошу Правительство проработать этот вопрос и внести предложения в ближайшее время.
Вместе с тем процесс повышения зарплаты ни в коем случае не должен происходить за счёт ухудшения обеспечения пациентов медикаментами и питанием. Если судить по количеству жалоб и обращений, здесь ещё немало нерешённых проблем.
ВСЕ ОБЪЕКТЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОБЯЗАНЫ ФУНКЦИОНИРОВАТЬ,
А НЕ ПРОСТАИВАТЬ ГОДАМИ
Недостатки и упущения в работе Минздрава КБР нашли зеркальное отражение в критериях оценки результативности его деятельности. Из 5 показателей выполнен лишь один.
В текущем году в перечне объектов республиканской адресной инвестиционной программы предусмотрены сдача в эксплуатацию 5 республиканских медицинских учреждений, а также строительство и ремонт 10 объектов в районных центрах и поселениях. На эти цели в бюджете КБР предусмотрено 362 млн рублей. Требуется взять на жёсткий контроль ход их строительства и ремонта этих объектов, расписав по каждому из них помесячную «дорожную карту», закрепив ответственных работников министерства. Все объекты должны быть сданы в срок и функционировать, а не простаивать годами.
Понятно, что проблемы в системе здравоохранения возникли не сегодня. Однако это обстоятельство не освобождает нас от ответственности за состояние дел в этой жизненно важной сфере. Необходимо поэтапно решать стоящие непростые задачи, вывести систему здравоохранения республики на уровень современных требований.
--