Развитие образования – важнейший приоритет нашей социальной политики – Коков

Сегодня в Музыкальном театре состоялся форум работников образования (августовский педсовет) Кабардино-Балкарской Республики. К его участникам обратился Ю.А.Коков:

ВЫВЕСТИ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРЕДОВЫЕ ПОЗИЦИИ

- Сегодня в этом зале присутствуют люди, избравшие смыслом своей жизни самую благородную профессию, от них зависит будущее подрастающего поколения, а значит, будущее Кабардино-Балкарии и нашей страны.

Каждый из нас желает видеть республику стабильной, экономически развитой и социально благополучной. Путь к достижению этой цели лежит через развитие образования, а потому мы придаём этой жизненно важной сфере приоритетное значение, ставим задачу вывести систему образования на передовые позиции, привести её в соответствие с самыми современными требованиями. Для этого имеется необходимый инновационный, культурный и духовный потенциал, а самое главное – плеяда преданных своему делу учителей. Убеждён, педагогическое сообщество активно включится в её решение, без вашей заинтересованной поддержки любые реформы и нововведения обречены на неудачу. За последние годы в республике сделано немало по улучшению инфраструктуры образования. Построено и отремонтировано значительное количество школ и дошкольных учреждений, введены в строй новые спортивные залы и площадки, появились современные компьютерные классы. Вырос и социальный статус учителей. И что очень важно, в обществе растут позитивные оценки состояния сферы образования в целом.

Тем не менее, необходимо двигаться дальше. Ожидания граждан очень большие, следует приложить все усилия, чтобы значительно повысить качество преподавания, ответить на вызовы времени, готовить будущих граждан и специалистов так, как этого требует сегодняшний день, чтобы школьники, независимо от места проживания, социального статуса родителей, получали прочные знания, и на их базе смогли овладеть будущей профессией, добиться успеха в жизни, быть востребованными и полезными для своей страны.

Нельзя забывать и о том, что преподавание в средней школе – это, прежде всего, воспитание. Как говорил академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв: «Учителя в России всегда были «властителями дум молодежи». Мы с вами на собственном горьком опыте знаем к чему может привести утрата воспитательной и гуманистической составляющей образования. Об этом нам напоминают и события десятилетней давности (13 октября), а порой, и сегодняшние реалии.

Главная миссия школы – задавать ориентиры, которые определяют поступки, решения, выбор целей. И педагог должен учить отличать правду от лжи, помогать вырабатывать правильную жизненную позицию.

Дальнейшее совершенствование образовательной системы в ближайшей и отдаленной перспективе всецело зависит от профессионального уровня педагогического корпуса, его приверженности высокой общественной миссии учителя, от качества подготовки педагогов, их личной причастности к решению многообразных проблем развития образования. Поэтому прежде всего должны быть созданы условия для профессионального роста педагогов, повышения общественного положения воспитателей и учителей, преподавателей и других работников образовательных учреждений.

ОБУЧАТЬ - ЗНАЧИТ ВДВОЙНЕ УЧИТЬСЯ

В условиях современных информационных и коммуникационных возможностей значительно возрастает конкуренция на рынке образовательных услуг. В наше время любой школьник или студент имеет широкий доступ к интернет-ресурсам престижных российских и зарубежных учебных заведений, к учебным материалам и лекциям ведущих педагогов. И для того, чтобы наши преподаватели не попадали в неловкое положение перед своими подопечными, необходимо постоянно и серьёзно заниматься самообразованием, активно осваивать и использовать в этих целях современные информационно-коммуникационные технологии. Здесь уместно напомнить слова известного французского учителя Жозефа Жубера, который говорил, что «Обучать – значит вдвойне учиться».

В целях стимулирования профессионального роста необходимо активно использовать аттестацию педагогических работников. В последнее время высказывается много противоречивых мнений и оценок в отношении интеграции дошкольного и школьного образования. Не стану приводить аргументы сторонников и противников этого процесса. Скажу одно: там, где такая интеграция состоялась и приносит позитивный результат как в организации учебного процесса, так и в повышении качества образования, там её надо сохранять и совершенствовать. Где же это сделано искусственно и по существу формально, там надо найти иное, разумное решение. Иначе говоря, необходимо внимательно взвесить плюсы и минусы интеграции в каждом конкретном случае и лишь затем принимать решение.

Серьёзные задачи предстоят и по целому ряду других направлений процесса образования. Это и внедрение единого стандарта дошкольного и школьного  образования, и введение профильного обучения в старших классах школы, и многое другое.

СЕГОДНЯ НЕОБХОДИМЫ НОВЫЕ МОДЕЛИ ТЕХНИЧЕСКОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ

Хотим мы того или нет, рынок труда всегда будет диктовать определенную структуру профессиональных потребностей экономики, система профессионального образования должна научиться ориентироваться на потребности нашей экономики и рынка труда, активнее вовлекать работодателей в процессы планирования и развития профессиональной подготовки кадров.

К сожалению, приходится констатировать, что темпы развития профессионального образования существенно отстают от преобразований в обществе. Особенно это относится к системе среднего профессионального образования, наиболее тесно связанной с производственной сферой общества. Мы должны сделать её привлекательной для молодежи. Решение данной задачи невозможно без восстановления утраченных связей между учреждениями среднего профессионального образования и хозяйствующими субъектами, и этому направлению работы нужно уделять самое пристальное внимание.

Что скрывать, в последние годы мы практически перестали заниматься профориентацией школьников. Лет 15 – 20 назад это можно было объяснить. Тогда многие предприятия прекратили своё существование. Но сегодня совсем иная ситуация. У нас созданы и эффективно работают современные уникальные производства как в промышленности и сельском хозяйстве, так и в других отраслях. Говорю об этом не голословно, потому как сам побывал на многих таких предприятиях и воочию убедился в их привлекательности. Однако ни в одном из них не прослеживается сколь-либо зримая связь со школами или средними профессиональными учебными заведениями. Забыты даже такие простые формы профориентационной работы, как выездные уроки, дни открытых дверей, не говоря уже о производственной практике. Потом мы удивляемся тому, что наша молодёжь уезжает работать в другие регионы. Необходимо коренным образом менять ситуацию, активно использовать как забытые старые, так и новые формы профориентационной работы.

Что касается высших учебных заведений профессионального образования республики, то предстоящие годы станут для них периодом серьёзных испытаний на выживание. Мы с вами видим насколько сильно в стране ужесточаются требования к вузам как в вопросах организации учебного процесса, так и качества подготовки специалистов. В результате некоторые из наших вузов периодически оказываются перед угрозой лишения аккредитации. Мы неоднократно обращали внимание их руководителей на необходимость коренного пересмотра подходов к организации всей работы. Однако необходимых выводов так и не было сделано.

Наши вузы должны не на словах, а на деле самым серьёзным образом заниматься вопросами обеспечения самодостаточности и реального повышения качества подготовки специалистов. Именно эти два критерия отныне будут главными при оценке эффективности вузов республики.

На днях мы подробно обсудили эти вопросы с ректорами. Договорились сформировать рабочую группу, которая призвана провести тщательную ревизию положения дел в каждом из наших вузов и до 1 октября текущего года внести конкретные предложения по приведению всех составляющих деятельности высших учебных заведений в полное соответствие нынешним требованиям.

ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ ПОДНЯТЬ НА КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ УРОВЕНЬ ЭКОНОМИКУ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Сейчас на систему образования приходится треть бюджета республики или около 7 млрд рублей. Много это или мало? Наверное, не много. Но, как известно, эффективное управление предполагает достижение максимальных результатов на основе эффективного использования имеющихся ресурсов. К сожалению, у нас немало примеров неэффективного использования выделяемых средств.

Ограниченность ресурсов делает чрезвычайно актуальной задачу обеспечения сохранности и бережного отношения к материально-технической базе образования, повышения эффективности ее использования. Это даст не только экономический, но и большой воспитательный эффект.

Наряду с этим чрезвычайно важно научиться привлекать в систему образования внебюджетные ресурсы, то есть повысить инвестиционную привлекательность образования. Речь не идет о добровольно-принудительном выкачивании денег из родительских кошельков под различными предлогами. Эту практику мы должны самым решительным образом изживать. Это недопустимо. Имеется в виду создание и развитие экономической инфраструктуры системы образования, более активном инициировании и участии в федеральных целевых программах, приобщении педагогических и руководящих работников образования к участию в грантовых проектах. Развитие образования было и будет оставаться важнейшим приоритетом нашей социальной политики.

Убеждён, что вы сделаете всё необходимое для того, чтобы процесс образования и воспитания в нашей республике соответствовал требованиям времени, запросам общества. Со своей стороны мы будем стремиться ещё выше поднять статус педагога, обеспечить вам благоприятные условия для работы и жизни.

В заключение позвольте поздравить вас с наступающими праздниками – Днем республики и Днем знаний, пожелать крепкого здоровья и благополучия, успехов в осуществлении вашей благородной миссии на благо Кабардино-Балкарии и всего нашего Отечества.

С докладом «От качества условий к качеству результатов, как стратегия развития образования Кабардино-Балкарии» выступила заместитель председателя правительства - министр образования, науки и по делам молодежи КБР Н.Г.Емузова.

Свое видение стоящих перед отраслью задач изложили директор МОУ СОШ г.Тырынауз Любовь Хутуева, учитель физики лицея №2 г.Нальчик Аслан Кашежев, глава администрации Черекского района Борис Муртазов, директор школы-интерната №5 с.Нартан для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей Алисултан Алишанов, региональный директор издательского холдинга «Просвещение» Владимир Сергеев.

Ю.А.Коков ознакомился с развернутыми у входа в Музыкальный театр и фойе выставками новой школьной формы, учебной  литературы, работами школьников в области робототехники, достижениями учащихся системы   профтехобразования, педагогов городов и районов республики, экспозицией,  посвященной 80-летию сферы дополнительного образования.

В работе форума работников образования Кабардино-Балкарской Республики приняли участие депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации З.Д.Геккиев, федеральный инспектор В.А.Канунников, Председатель Парламента КБР Т.Б.Егорова, руководители ведущих общественных организаций, высших учебных заведений, главы муниципальных образований. 

E-mail Печать