В Доме Правительства состоялось расширенное заседание постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Кабардино-Балкарской Республике, выработке мер по его улучшению в 2014-2015 годах.
В работе заседания приняли участие: главный федеральный инспектор Аппарата Полномочного Представителя Президента РФ в СКФО по КБР А.И. Вербицкий, руководители Парламента и Правительства республики, судебных, правоохранительных и контрольно-надзорных органов всех уровней, члены Общественной палаты, представители духовенства, общественных, ветеранских и правозащитных организаций, главы местных администраций муниципальных районов и городских округов.
Открыл и вел заседание Ю.А. Коков.
Правопорядок, отметил врио Главы КБР, обращаясь к его участникам с вступительным словом, является одним из основных факторов, влияющих на социально-экономическое положение республики. «Приведу несколько цифр, характеризующих экономику республики в текущем году. Несмотря на сложное социально-экономическое положение, в котором оказалась Кабардино-Балкария, в марте-апреле текущего года по ряду экономических показателей наметились некоторые позитивные тенденции.
Так, индекс промышленного производства за этот период составил 106,7 %, в прошлом году он составлял 68,9 %. Объем продукции сельского хозяйства увеличился на 1,1% и составил 8,4 млрд рублей. Также увеличились объем работ в строительстве и оборот розничной торговли на 20,5 % и 4,8 % соответственно. Среднемесячная заработная плата выросла на 10,4%. Рождаемость почти в полтора раза превысила смертность, что на 16% выше среднероссийского показателя. На 20,3% увеличились поступления налоговых доходов во все уровни бюджетов.
Это лишь первые небольшие шаги, которые нам удалось сделать. Хочу, подчеркнуть первые и небольшие.
Наша задача сохранить и приумножить позитивные тенденции в экономике, а также решить ряд накопившихся проблем по созданию новых рабочих мест, подготовки профессиональных кадров, планомерной работе по ликвидации изношенности основных фондов санаторно-курортного и туристического комплексов, улучшению инвестиционного климата в республике. На состоявшейся недавно встрече Президент России В.В.Путин поддержал наши инициативы и предложения по дальнейшему экономическому развитию республики. Над этим мы сейчас системно работаем.
Оценивая в целом состояние общественного порядка и борьбу с преступностью, следует однозначно отметить позитивные тенденции в сфере противодействия экстремизму и терроризму. Общими усилиями федеральных и республиканских органов власти и силового блока удалось ощутимо стабилизировать криминогенную обстановку. И здесь большая заслуга институтов гражданского общества и духовенства.
Впервые за многие годы удалось снизить активность бандитских групп, нанести урон их ресурсной и материальной базе, разрушить организационную структуру.
В конце прошлого года по предложению членов Антитеррористической комиссии Кабардино-Балкарской Республики мы внесли определенные изменения в организацию работы по информационному и идеологическому противодействию экстремизму и терроризму, а также духовно-нравственному воспитанию нашей молодежи.
По оценкам специалистов, реализация программных решений в 2014 году позволяет сделать вывод о том, что число молодых людей, желающих взяться за оружие, заметно уменьшается. Сохранить и приумножить эту тенденцию в дальнейшем для нас крайне важно. И мы будем делать для этого все необходимое.
Предстоит выработать эффективные меры по наведению порядка во всех сферах жизнедеятельности и обеспечения условий безопасности жителей республики».
На заседании совета с докладами выступили: «О результатах работы правоохранительных органов Кабардино-Балкарской Республики по борьбе с преступностью» - прокурор КБР О.О. Жариков, «О принимаемых органами внутренних дел мерах по профилактике и пресечению преступности на территории КБР» - министр внутренних дел по КБР С.В. Васильев, «О проблемах противодействия идеологии терроризма и экстремизма» - начальник Управления УФСБ РФ по КБР С.Л. Кменный, «О состоянии и принимаемых мерах в сфере противодействия обороту наркотических средств и профилактики наркомании в Кабардино-Балкарской Республике» - исполняющий обязанности начальника УФСКН РФ по КБР О.Х.Сокуров, «О налоговых доходах и состоянии налоговой дисциплины в Кабардино-Балкарской Республике» - начальник УФНС по КБР М.А. Керефов, «О деятельности органов местного самоуправления Урванского муниципального района по обеспечению правопорядка» – глава Урванского муниципального района А.Д. Кошеев, «О состоянии работы по профилактике преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, а также по бытовым причинам» - начальник МО МВД России «Прохладненский» Э.Н. Макеев, «О состоянии и результатах работы правоохранительных органов по противодействию нарушениям законов в сфере незаконной игорной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике» - начальник отдела по надзору исполнения федерального законодательства Прокуратуры КБР З.Х. Закураев, «О взаимодействии Уполномоченного по правам человека в КБР с правоохранительными органами в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина» - Уполномоченный по правам человека в КБР Б.М. Зумакулов, «О деятельности Парламента КБР по укреплению правопорядка в республике» - первый заместитель Председателя Парламента КБР Р.М.Жанимов, «О взаимодействии Общественной палаты КБР с правоохранительными органами республики в решении общественно-значимых задач» - исполняющий обязанности председателя Общественной палаты КБР Ж.Ж. Аттаев.
В завершении координационного совещания Ю.А. Коков подвел итоги и высказал ряд замечаний:
КРИМИНОГЕННАЯ ОБСТАНОВКА В РЕСПУБЛИКЕ НАХОДИТСЯ ПОД ПОСТОЯННЫМ КОНТРОЛЕМ
В докладе прокурора республики и выступающих достаточно полно освещены многие аспекты, характеризующие состояние общественной безопасности и правопорядка в Кабардино-Балкарской Республике. Подводя итоги нашей работы, я хотел бы поделиться своими мыслями по данной проблеме и высказать ряд замечаний. Начну с профилактики правонарушений и противодействия преступности.
Общий вывод таков: несмотря на периодическое осложнение, в целом по республике криминальная ситуация находится под постоянным контролем.
Проведенные социологические опросы говорят о растущем доверии граждан к органам правопорядка.
Однако сказанное не повод к самоуспокоению. Мы еще в большом долгу перед нашими гражданами.
Приведу анализ статистических данных за последние 5 лет. Всего нераскрытыми осталось 16277 преступлений, в их числе 164 убийства, 275 разбоев, 117 тяжких телесных повреждений, 1439 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, более 600 фактов изготовления и сбыта фальшивых денег. Без имущества остались 688 владельцев автотранспорта, полторы тысячи собственников квартир и домов. 700 сельских жителей и фермеров безвозмездно утратили свою живность. За этот же период раскрыто 989 преступлений прошлых лет, то есть не превысило одной тысячи.
Не меньше проблем скопилось в розыскной работе.
За четыре с половиной года в розыск было объявлено 1386 преступников, то есть лиц уже известных органам. Большая часть из них задержана. Однако 193 преступника до сих пор остаются на свободе. И не сложно предположить, чем они занимаются.
Аналогичная ситуация складывается с розыском без вести пропавших. Их количество составляет 202 человека. Мне кажется, если более профессионально подходить к этой работе, цифры будут другие.
Безусловно, жители республики вправе ожидать от нас более эффективной работы в этом направлении.
Не лучше обстоят дела с профилактикой пьянства. За пять лет преступность на почве алкоголизма возросла почти втрое.
Беспокойство граждан вполне обоснованно вызывает уличная и рецидивная преступность.
Не снижается число преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Ежегодно ими и с их участием совершается более 200 преступлений.
Невозможно смириться с тем, что происходит на дорогах республики. Вдумайтесь в эти цифры! За пять лет в ДТП погибло 920 граждан, из них 45 детей. Ранения различной степени тяжести получили почти 4,5 тысячи человек.
За это же время органами дорожного надзора зафиксировано и составлено более 2 500 000 протоколов об административных нарушениях. Сумма наложенных штрафов сопоставима с бюджетом одного муниципалитета республики более 890 000 000 рублей. В то же время с нарушителей взыскано лишь 44,6% штрафных сумм.
Несложный подсчет показывает, что в среднем за сутки в республике фиксируется более полутора тысяч нарушений. Смею предположить, что столько же правонарушений не фиксируется. Таково, к сожалению, положение с правопорядком на транспорте. С этим надо решительно бороться всем ведомствам, службам и гражданам, независимо от того, эксплуатируем мы транспорт или являемся пешеходами.
В стране набирает темпы так называемая «киберпреступность». Я имею в виду преступления, совершенные с помощью компьютерных технологий и телефонных комбинаций. У нас тоже появились различного рода «умельцы» - мошенники, которые похищают деньги с карточек, телефонов, банковских счетов. При этом, в первую очередь страдают как правило пожилые люди, которых легко обмануть. Особое внимание необходимо уделить профилактической работе с населением. Через средства массовой информации. Следует вести активную разъяснительную работу, чтобы люди не поддавались уловкам различных жуликов.
ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМОЙ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ ОСТАЕТСЯ ЗАДАЧА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОМАНИИ
Актуальной и общественно значимой для республики остается задача противодействия наркомании, которая приняла масштабы национального бедствия.
Важным звеном здесь является профилактическая работа.
На наркологических учетах в республике состоит 1772 человека, в их числе 13 детей.
В связи с высокой латентностью этого явления число лиц, злоупотребляющих наркотиками намного больше.
Проведенный в начале года мониторинг наркоситуации в республике позволил выявить наиболее слабые стороны антинаркотической работы.
Это, в первую очередь, низкий уровень выявляемости наркозависимых, что особенно важно на ранних стадиях развития болезни.
Пора создать единую электронную базу учета наркобольных. Живем в 21 веке, а обмениваемся учетами с помощью бумажных карточек. Это никуда не годится! Надо в корне менять положение. Прошу аппарат Антинаркотической комиссии и Министерство здравоохранения разобраться в ситуации и представить мне информацию по этому вопросу на очередном заседании Комиссии.
Всем правоохранительным органам и прежде всего Управлению наркоконтроля необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы поставить надежный заслон каналам поставки тяжелых наркотиков в республику.
Наиболее приоритетной в данной сфере должна быть работа по выявлению и пресечению организованных форм преступлений.
В гонке за количественными показателями не следует также забывать о качественной составляющей. Подразделениям службы наркоконтроля необходимо значительно больше внимания уделять выявлению наркоторговцев и притоносодержателей, а не множить показатели за счет «ловли» одних и тех же потребителей, по сути больных людей.
Наша задача не только наказывать, но и реабилитировать, то есть возвращать их к нормальной жизни.
Управлению наркоконтроля и МВД во взаимодействии с органами местного самоуправления, здравоохранения и Росздравнадзором необходимо приложить максимум усилий для пресечения фактов безрецептурного отпуска аптеками психотропных и сильнодействующих лекарственных средств.
Я считаю, что предпринимаемых мер сегодня в данном направлении недостаточно.
Не менее важным вопросом является работа муниципальных антинаркотических комиссий.
Здесь не должно быть формализма в планировании профилактических мероприятий и их последующей реализации. Ведь речь идет о нашем с вами будущем.
В текущем году Правительством Российской Федерации объявлен курс на реабилитацию и ресоциализацию больных наркоманией. Нам нельзя отставать и необходимо довести до конца начатую работу по созданию реабилитационного духовного центра для наркозависимых в Прохладненском районе.
Аппарату Антинаркотической комиссии КБР поручаю держать всю работу под постоянным контролем и впредь практиковать на своих заседаниях заслушивание глав муниципалитетов по вопросам её организации.
ЭФФЕКТИВНАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА НЕВОЗМОЖНА БЕЗ ХОРОШО ОТЛАЖЕННОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
Эффективная рыночная экономика невозможна без хорошо отлаженной правовой системы.
Рассчитанная на саморегулирование, она предполагает определенные правила поведения всех участников рынка.
В этой связи одинаково важны как организационно-управленческие, так и специальные меры.
В первом случае должна быть эффективно организована работа исполнительных органов власти, управления и хозяйствования.
Во втором – своевременно и эффективно должны работать механизмы правоохранительных и контрольно-надзорных органов.
Характеризуя обстановку с этих позиций, хочу сказать, что судя по статистическим показателям, и то и другое мы делаем пока плохо.
В подтверждение такой оценки есть множество примеров в самых различных отраслях экономики республики. Вы знаете, что я периодически посещаю основные объекты жизнеобеспечения, здравоохранения и образования. Скажу откровенно, у меня нет цели специально выискивать самые запущенные места. Но должен вам признаться честно, я не ожидал, что увижу столько недостатков, а порой глубокой запущенности на некоторых из них. И виноваты в этом, как правило, люди, которые довели эти объекты до такого состояния своим безразличием к нуждам населения. Такие руководители находят причины в финансовых затруднениях и постоянно на них ссылаются.
В то же время, если взглянуть на особняки отдельных руководителей, то можно увидеть совершенно противоположную картину. Все добротно и ухожено. И это неплохо, если не учитывать, что в их декларациях нет других источников дохода, кроме как зарплаты.
2014 год, к сожалению, ещё не стал переломным в борьбе с экономической преступностью. Количество выявленных преступлений здесь продолжает сокращаться.
Хуже выявлялись преступления в крупном и особо крупном размерах. Число выявленных взяточников уменьшилось почти на треть, единичные факты незаконного предпринимательства, легализации денежных средств, полученных преступным путем, а также неправомерных действий при банкротстве. Неоправданно меньше выявлено преступлений в сфере ЖКХ и на потребительском рынке. Ослаблена работа по налоговым статьям (-36%). В текущем году не выявлено ни одного преступления, связанного со злоупотреблением служебным положением. А статья 285-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, остается «стерильной» на протяжении почти пяти лет (за исключением двух случаев, выявленных в 2012 году).
Вдвое меньше уголовных дел экономических категорий направлены в этом году в суд.
КАЧЕСТВЕННОГО УЛУЧШЕНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗЯТОЧНИКОВ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ, В СОБСТВЕННЫХ РЯДАХ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ И КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ СИСТЕМАХ ПОКА НЕ НАСТУПИЛО
Руководство страны и лично Президент Российской Федерации В.В.Путин придает самое серьезное значение вопросам профилактики и борьбы с коррупцией.
Только за последние 2 года подписан ряд указов Президента России и постановлений Правительства Российской Федерации по искоренению коррупции среди государственных и муниципальных служащих, а также по сдерживанию ее на бытовом уровне.
Вопросы противодействия коррупции в республике стоят в одном ряду с профилактикой терроризма и экстремизма. В докладе прокурора прозвучали конкретные цифры, характеризующие эту работу.
Думаю, здесь уместно будет сказать о том, что в начале текущего года в ходе организационно-штатных изменений в структуре Администрации Главы КБР созданы два подразделения: на одно из них возложены задачи профилактики коррупции среди сотрудников Администрации и Правительства, на второе - реализация антикоррупционной политики в республике.
Работу по созданию комиссий и советов по противодействию коррупции во всех органах местного самоуправления, министерствах и ведомствах следует продолжить и в ближайшее время завершить.
Правительством в этом году утверждена Республиканская антикоррупционная подпрограмма на 2014-2016 годы.
В то же время в вопросах профилактики и противодействия коррупции имеются существенные недостатки и упущения. В частности:
в органах местного самоуправления не организована должным образом работа общественных советов по профилактике коррупции;
из практики планирования мероприятий не изжит формализм и их декларативность;
в министерствах и ведомствах, а также органах местного самоуправления допускается частая сменяемость ответственных за организацию антикоррупционной работы и подбор кадров, занимающихся ею, оставляет желать лучшего;
руководители практически не отчитываются в средствах массовой информации перед населением о результатах проводимой ими антикоррупционной работы;
планируемые к реализации мероприятия не обеспечены финансовыми ресурсами.
Качественного улучшения по выявлению взяточников в органах власти и управления, в том числе в собственных рядах, правоохранительной и контрольно-надзорной системах пока не наступило.
Особое внимание необходимо сосредоточить на чиновниках, оказывающих государственные и муниципальные услуги.
Смею вас заверить, берут за каждый шаг и за каждое обращение, без стыда и совести, не стесняясь ни родственников, ни знакомых, ни односельчан.
В этой работе надо шире опираться на общественность и самих граждан.
Для пропаганды антикоррупционного поведения в средствах массовой информации и Интернете надо вести разъяснительную работу более активно. Необходимо смелее вскрывать и осуждать коррупционное поведение чиновников, а также добиваться общественного порицания и создавать обстановку нетерпимости к коррупции, в том числе на бытовом уровне. А чтобы люди помогали нам в этом, нужно быть самим честными и открытыми перед ними. Для людей важен результат, и они должны его видеть.
Только в этом случае мы сможем изменить сложившуюся в республике ситуацию по противодействию коррупции.
Цель борьбы с преступлениями в экономической сфере и коррупцией состоит не только в наказании казнокрадов и взяточников, но и в возмещении ущерба, нанесенного ими.
Приведу еще несколько цифр из того же анализа за 4,5 года.
Прокурор привел цифры ущерба только по налоговым преступлениям, а общая сумма установленного ущерба по всем оконченным уголовным делам составляет около 7 млрд рублей. Это деньги, изъятые из государственного или делового оборота противоправным путём. По отчетам правоохранительных органов, возмещено 50%. Однако по факту в федеральный бюджет поступило лишь 7 млн рублей, а в консолидированный бюджет республики чуть больше полутора миллиона рублей. Напрашивается вывод – декларируем в отчетах одно, а на практике совсем другое. Так не должно быть. Обманываем сами себя.
Соответствующим органам и ведомствам необходимо прекратить манипуляцию статистикой и обратить серьезное внимание на реальное возмещение похищенных сумм и имущества, а прокурорам надлежит взять эту работу под эффективный контроль.
ОЧЕВИДНО, ЧТО НЕЗАКОННЫЙ ИГОРНЫЙ БИЗНЕС ПРИКРЫВАЕТСЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ, НАДЗОРНО-КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ, А ТАКЖЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ ЧИНОВНИКАМИ ОТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ. ОБ ЭТОМ НАДО ГОВОРИТЬ ЧЕСТНО И ПРЯМО
Еще по одной проблеме хочу поделиться своими впечатлениями. Практически в каждой сводке о происшествиях значатся факты изъятия игрового оборудования.
Решил разобраться, что и почему происходит у нас в республике по этому вопросу? Проанализировали. И вот результат.
За незаконную организацию азартных игр органами внутренних дел за пять лет составлено 1430 протоколов об административных нарушениях. В 60 случаях по г.Нальчику сотрудниками полиции оборудование изымалось 2 и более раза. В 14 адресах до 20 раз в каждом адресе.
За этот же период всего возбуждено 22 уголовных дела, 19 из которых приостановлены за не установлением лиц, подлежащих привлечению к ответственности.
В суд же направлено лишь 3 уголовных дела, по которым 3 человека оштрафованы на общую сумму 870 тысяч рублей.
Опять же по статистическим отчетам из незаконного оборота изъято 9 391 единица игрового оборудования, из которых 3796 - игровые автоматы. В службу судебных приставов передано 3 588 единиц оборудования, в том числе 1699 игровых автомата. Росимуществом по КБР принято 1 639 игровых автоматов, а уничтожено 797. Такова количественная картина.
Теперь о качественной стороне этого явления. Ясно, что организаторами незаконных азартных игр умело, используются определенные пробелы в законодательстве. Тогда возникает вопрос о профессионализме и ответственности проверяющих структур.
Приведу наглядный пример.
На протяжении ряда лет в центре г.Нальчика в здании Государственного концертного зала у всех на виду работало нелегальное казино. Первый раз его прикрыли в 2011 году, кого-то даже осудили, присудив штраф.
И думаете, оно прекратило свою деятельность? Конечно, нет! Нашлись дяди и тети, которые переоборудовали помещение под бильярдную. А когда в апреле этого года проверили, как там играют в бильярд, то вновь изъяли 20 игровых аппаратов, 6 покерных столов, 16 мониторов и многое другое.
Сказанное относится и к местным администрациям, которые полностью самоустранились и не видят рычагов воздействия на собственников, которые предоставляют помещения в аренду для незаконной деятельности. Налоговые органы занимаются только букмекерскими конторами и тотализаторами, то есть легальным игорным бизнесом. И другие контролирующие и надзирающие органы также находят удобные аргументы для того, чтобы не заниматься этой проблемой и оправдать свое бездействие.
Очевидно, что незаконный игорный бизнес прикрывается отдельными представителями правоохранительных, надзорно-контролирующих органов, а также заинтересованными чиновниками от муниципальной власти. Об этом надо говорить честно и прямо. Так дальше продолжаться не может. С этим явлением необходимо покончить. А тем, на кого возложена борьба с такими правонарушениями, рекомендую поискать виновных в первую очередь в своих рядах. Вот тогда наступит ожидаемый эффект. Не сомневаюсь, что нам, как и подавляющему большинству регионов России, по силам навести здесь надлежащий порядок.
ОДНИ КОМПАНИИ, НАХОДЯСЬ НА ГРАНИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ, ПЛАТЯТ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ВСЕ НАЛОГИ, А ДРУГИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, РАБОТАЯ В ВЫСОКОРЕНТАБЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЯХ, ПОЛУЧАЯ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ, ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ПЛАТЯТ НИЧЕГО
Теперь несколько слов о состоянии налоговой дисциплины.
Налоговая служба является фундаментом бюджетной системы, и от того, как она работает, зависит решение важнейших социально-экономических задач.
Вместе с тем в деятельности налоговых органов республики за последние годы скопились серьезные недостатки, над которыми надо системно работать. Для пополнения доходной базы у нас имеется достаточно резервов. В первую очередь, в кратчайшие сроки необходимо завершить полную инвентаризацию налоговой базы, обратив особое внимание на достоверность и полноту регистрации недвижимости, земельных участков и транспортных средств. К примеру, многие главы местных администраций постоянно ссылаются на хронический недостаток у них финансовых средств. В тоже время проведенная сверка в городах и районах на конец 2013 года показала разницу в тридцать тысяч квартир и домов между учетами БТИ и органами местного самоуправления. В г. Тереке выявлено 422 не учтенных гаража, а в Баксане 936 объектов, из которых на учете стояли лишь 18. И таких примеров более чем достаточно. Для получения реальной картины в этом важном вопросе образована Правительственная комиссия, которая в текущем году должна завершить работу по этим направлениям, и, полагаю, кроме недвижимости необходимо изучить земельные вопросы.
Не наведен порядок в сфере производства и реализации алкогольной продукции. Значительный сегмент этого рынка находится в «теневой» сфере.
Неудовлетворительно организована работа с задолженностью перед федеральным бюджетом, которая, по последним данным, превысила 20 млрд рублей.
Распространены случаи, когда недобросовестные предприниматели различными способами уклоняются от уплаты налогов, в том числе и путем фиктивного банкротства.
Еще существует практика, когда одни компании, находясь на грани рентабельности, платят в полном объеме все налоги, а другие предприятия, работая в высокорентабельных отраслях, получая государственную поддержку, практически не платят ничего, а если и платят то, символические суммы.
Перечисленные недостатки в работе как раз и являются причинами и условиями, способствующими совершению налоговых и экономических преступлений.
Вновь назначенному руководителю налоговой службы республики со своими коллегами предстоит кропотливая работа по наведению порядка и решению многочисленных проблем. И делать это надо не откладывая.
ОСОБОЕ МЕСТО В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ЗАНИМАЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ПО КБР
За последние годы, в рамках работы Оперативного штаба в КБР и антитеррористических комиссий республиканского и муниципального уровней, Управлением реализован комплекс организационно-практических и иных мер, которые позволили значительно снизить террористическую активность бандполья, укрепить антитеррористическую защищенность жизненно важных объектов и ощутимо повысить качество упреждающей работы.
ПРАКТИЧЕСКИ КАЖДОЕ ПЯТОЕ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО ОКОНЧЕНО РАССЛЕДОВАНИЕМ СВЫШЕ УСТАНОВЛЕННОГО ДВУХМЕСЯЧНОГО СРОКА
В докладе прокурора дана объективная оценка результатов деятельности следственных подразделений республики. Проделана большая работа по изобличению преступников, закреплению доказательств и направлению дел в суд, особенно по делам об экстремизме и терроризме.
Однако число различных нарушений, допускаемых следователями, еще велико. Не изжиты и факты нарушения конституционных прав граждан на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
За первое полугодие в следственных подразделениях МВД по КБР прокурорами выявлено значительное число нарушений, незаконные постановления о приостановлении расследования об отказе в возбуждении уголовного дела исчисляются сотнями. Практически каждое пятое уголовное дело окончено расследованием свыше установленного двухмесячного срока.
Несмотря на высокое рейтинговое место (18) в Российской Федерации, следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по КБР из практики также не исключены факты волокиты в расследовании. Особенно по ряду резонансных уголовных дел коррупционной направленности. Как следствие, преступления утрачивают свою актуальность, а виновные в конечном итоге либо избегают справедливой ответственности, либо ограничиваются минимальным наказанием. Ни по одному из громких, с шумом возбужденных уголовных дел в отношении различного рода чиновников, виновные по приговору суда ещё не оказались реально за решеткой!
Руководителям следственных подразделений следует усилить процессуально-ведомственный контроль за работой подчиненных, а прокуратуре ещё более настойчиво и бескомпромиссно требовать неукоснительного соблюдения уголовно-процессуального законодательства.
Принудительное исполнение судебных актов, является одной из важных и основных задач службы судебных приставов. От эффективности их работы в значительной степени зависят и бюджетные поступления.
В 2014 году у приставов по КБР находилось 103 тысячи исполнительных производств на общую сумму 18,4 миллиарда рублей. Реальное и фактическое исполнение в денежном исчислении составило лишь 651 миллион рублей или 3,6%.
При этом налоговыми органами в службу судебных приставов направлено более пяти тысяч постановлений о взыскании налогов за счет имущества должника на общую сумму 3,5 млрд рублей. По четырем тысячам постановлений возбуждены исполнительные производства на сумму 3,2 млрд рублей, из которых взыскано лишь 60 млн рублей. Эффективность работы судебных приставов по постановлениям налоговых органов составила только 1,9 % (АППГ – 0,9%).
Только по двум крупным должникам, производителям алкогольной продукции, общая задолженность по состоянии на 1 июля текущего года составила 11,8 млрд рублей, эффективность работы исполнительных производств по постановлениям налоговых органов составила лишь 10%.
Цифры говорят сами за себя.
Сотрудниками службы судебных приставов систематически допускаются нарушения сроков совершения исполнительных действий, а сами действия производятся не в полном объеме. Отсутствует практика привлечения к административной ответственности должников за невыполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
Только в первом полугодии текущего года прокурорами выявлено 1352 нарушения и внесено 465 протестов на незаконные исполнительные документы.
Имеются факты присвоения денежных средств судебными приставами-исполнителями, а также ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, повлекшие существенные нарушения прав граждан.
За последние два с половиной года сотрудниками службы совершено 83 преступления, к уголовной ответственности привлечено 13 сотрудников. Уже в этом году в отношении сотрудников службы возбуждено 11 уголовных дел.
Если говорить о соотношении к штатной численности, удельный вес привлеченных к уголовной ответственности сотрудников управления самый высокий среди правоохранительных органов республики.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ЛЕТ РАБОТАЕТ В УСЛОВИЯХ СЛОЖНОЙ КРИМИНОГЕННОЙ СИТУАЦИИ
Общеизвестно, что способность государства защищать своих граждан оценивается по качеству работы судебной системы. В этой связи нам не безразличны все те процессы, которые связаны с деятельностью федеральных и мировых судов республики. Судебная система республики на протяжении многих лет работает в условиях нелегкой криминогенной ситуации.
В этой непростой обстановке заканчивается рассмотрение одного из самых сложных уголовных дел - о бандитском нападении в 2005 году на г.Нальчик. В настоящее время завершены судебные слушания.
Анализ ключевых показателей говорит о том, что судейским корпусом проводится большая работа по утверждению в республике законности и правопорядка.
В 2014 году в производстве всех судов республики на рассмотрении находилось около 70 000 дел различных категорий. Это, конечно, большой объем.
Подавляющее большинство дел рассмотрены и по ним приняты соответствующие решения.
Созданный сравнительно недавно институт мировых судей с каждым годом становится более востребованным и доступным для граждан.
В 2014 году из общего числа рассмотренных мировыми судьями дел 97% - это гражданские и административные.
Институт мировых судей наиболее приближен к проблемам граждан республики, так как в первичной инстанции им рассматривается гораздо большее количество из поданных в суды заявлений и материалов.
Естественно, по тому, насколько качественно, законно и справедливо работают мировые судьи, люди дают оценку власти в целом и всей судебной системе, в частности.
Некоторые мировые судьи, рассматривая дела об административных правонарушениях, связанных с пьянством за рулем (ст. 12.8 КОАП), прекращают до 60% поступивших к ним дел. Мне кажется, это ненормально, особенно при таком высоком уровне ДТП на дорогах. Прокурорам надо изучить практику в этом направлении.
Я осведомлен о проблемах с размещением мировых судей и их аппаратов. Мы обязаны создать судьям надлежащие условия и все для этого сделаем.
Правительством утверждена программа «Развитие мировой юстиции в КБР на 2010 - 2015 годы», в ней предусмотрено строительство 7 зданий для мировых судей.
В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ ПРЕДСТОИТ КАРДИНАЛЬНО ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВОПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН
Благополучие жителей республики во многом зависит от того, как мы с вами будем в дальнейшем решать те задачи, о которых вели речь здесь сегодня.
В ближайшие годы нам предстоит кардинально изменить ситуацию с обеспечением правопорядка и безопасности граждан.
Для этого необходимо:
Прокуратуре:
продолжить работу по совершенствованию координации усилий правоохранительных органов по всему спектру их деятельности;
особое внимание уделить вопросам противодействия коррупции.
А также усилить надзор за соблюдением:
жилищных и иных социальных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
законодательства при использовании государственного и муниципального имущества, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, защиты прав субъектов предпринимательской деятельности;
трудовых, жилищных прав граждан, а также прав и гарантий в сфере здравоохранения, социального обеспечения;
миграционного законодательства.
МВД по КБР:
выработать и реализовать в 2014-2015 годах дополнительные меры по выявлению и пресечению преступлений в крупных и особо крупных размерах в сфере экономической деятельности;
наращивать темпы борьбы с коррупцией во всех эшелонах власти, обратив особое внимание на жилищно-коммунальную сферу, сельское хозяйство, строительство, здравоохранение, образование;
продолжить работу по:
подбору и расстановке кадров, а также очищению собственных рядов;
принять дополнительные меры по перекрытию каналов поступления оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
выявлению организованных преступных групп, а также пособнической базы и финансирования экстремистской и террористической деятельности;
повысить качество следственной работы;
реализовать дополнительные меры по снижению смертности на дорогах, решительно пресекать противоправные действия на транспорте, проявлять большую требовательность в отношении к «лихачам», другим злостным нарушителям ПДД, а также неплательщикам штрафов.
Управлению ФСБ России по КБР:
Обозначая приоритеты на перспективу, в первую очередь необходимо отметить, что борьба с экстремизмом и терроризмом остаётся ключевым направлением работы Управления Федеральной службы безопасности России по КБР и Оперативного штаба в КБР. Здесь нами должны быть совместно сосредоточены все необходимые ресурсы, позволяющие действовать на упреждение.
Особое внимание следует уделить выявлению и пресечению каналов финансовой и ресурсной поддержки бандподполья.
Управлению госнаркоконтроля поставить надежный заслон поставкам тяжелых наркотиков в республику, придать дополнительный импульс работе по выявлению и пресечению деятельности наркоторговцев и притоносодержателей.
Следственному управлению Следственного комитета России по КБР:
обеспечить эффективное расследование уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям;
принимать исчерпывающие меры по выявлению всех причастных и привлечению всех виновных лиц к предусмотренной законодательством ответственности, а также возмещению материального ущерба, соблюдать сроки уголовного судопроизводства.
Управлению Федеральной службы исполнения наказаний:
выработать и реализовать комплекс мер, направленных на применение основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы по подготовке к полноценной жизни в обществе;
повысить эффективность взаимодействия с органами власти, правоохранительными структурами и институтами гражданского общества в сфере профилактики рецидивной преступности.
Управлению Федеральной миграционной службы:
активнее проводить совместные оперативно-профилактические мероприятия по противодействию незаконной миграции;
совместно с МВД по КБР и Пограничной службой ФСБ России по КБР выявлять преступления, связанные с незаконным пресечением государственной границы.
Управлению Федеральной службы судебных приставов следует принять исчерпывающие меры по исполнению судебных, налоговых и других актов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Разработать и осуществить комплекс дополнительных мероприятий по очищению собственных рядов от недобросовестных сотрудников, а также принять меры по повышению профессионализма сотрудников.
Налоговым органам необходимо провести всесторонний анализ работы в части полноты и качества принимаемых мер по обеспечению собираемости налогов;
наладить эффективное взаимодействие с правоохранительными органами для пресечения схем уклонения от уплаты налогов и фиктивного банкротства, а также организовать работу с Управлением Федеральной службы судебных приставов по КБР для взыскания задолженности по налогам и сборам на качественно новом уровне.
В вопросах защиты прав и законных интересов граждан Кабардино-Балкарии, общества и государства мы очень рассчитываем на судебную систему республики.
Правительству КБР продолжить работу по оздоровлению экономики, снятию социальной напряженности, созданию благоприятных условий для инвестиционной и предпринимательской деятельности, не допускать равнодушного отношения к каждодневным заботам граждан;
направить основные усилия на создание новых рабочих мест, повышение трудовой занятости населения и подготовки профессиональных кадров;
совершенствовать и повышать качество профилактической работы по противодействию идеологии экстремизма и терроризма, особенно в молодежной среде, для этого задействовать все имеющиеся у нас силы и средства, активнее привлекать известных деятелей культуры, науки, образования, представителей духовенства, ветеранских и других общественных организаций;
повысить контроль за реализацией мероприятий предусмотренных, государственными программами по профилактике экстремизма и терроризма, коррупции и наркомании;
последовательно решать вопросы природоохранного законодательства и охраны окружающей среды;
эффективно и экономно использовать денежные средства, по- хозяйски распоряжаться государственной и муниципальной собственностью, а также земельными ресурсами.
Органам местного самоуправления:
активизировать работу комиссий правоохранительной направленности, повысить их эффективность и добиваться реализации принятых решений;
оказывать всестороннее содействие правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка и профилактике преступности;
обеспечить порядок с учетом и регистрацией объектов недвижимости и земельных участков, финансовой дисциплины, администрированию налогов, а также поступлению арендных платежей;
в целях повышения доверия населения принять конкретные меры, направленные на обеспечение гласности и открытости в деятельности органов местного самоуправления;
повысить ответственность должностных лиц за качественное и своевременное рассмотрение обращений граждан, безотлагательно принимать меры по предупреждению и устранению причин, вызывающих жалобы населения.
В реализации вышеперечисленных задач первостепенное значение приобретают грамотный подбор и расстановка кадров, нетерпимое отношение к лицам, преступившим закон. Каждое преступление, совершенное наделенным властью чиновником или человеком в погонах, приобретает особый резонанс и способно перечеркнуть самоотверженную работу целых коллективов.
Состоявшаяся сегодня встреча, несомненно, будет способствовать лучшему пониманию поставленных руководством страны задач, объединению усилий органов государственной власти, местного самоуправления и гражданского общества, направленных на противодействие преступности во всех её проявлениях, в том числе угрозам терроризма, экстремизма и экономике, очищению власти от коррупции, обеспечение правопорядка и общественной безопасности в Республике.
Завершая работу заседания, хочу еще раз подчеркнуть, что наша общая цель и безусловный приоритет - обеспечить всем жителям Кабардино-Балкарии защиту их прав и конституционных гарантий, безопасную, стабильную, достойную и благополучную жизнь. Люди должны с уверенностью смотреть в будущее, иметь возможность спокойно трудиться и растить детей. Особого внимания требуют вопросы духовно-нравственного, патриотического и интернационального воспитания молодежи на основе переданных нам предками традиций и обычаев, которыми по праву гордятся народы нашей Республики. Уверен, нам вместе удастся решить все эти задачи.