Глава Минрегионразвития Игорь Слюняев: «По большинству основных экономических показателей республика занимает одно из последних мест в Российской Федерации»

 

 

На территории Российской Федерации 83 субъекта, и по итогам 2013 года по сводному индексу социально-экономического развития Кабардино-Балкария занимает  80 место. Четвёртое с конца. Второй показатель - это реальный сектор экономики - 67 место, далеко за середину. Инвестиционная привлекательность - 80 место - четвёртый показатель с конца. Доходы и занятость населения  - 80 место в России - четвёртый показатель с конца.

 

 

Вот неплохая цифра: трёхпроцентный рост по объемам жилищного строительства. 285 тыс. кв.м. жилья ввели в 2013 году. Но какова доля индивидуального жилищного строительства и строительства многоквартирных домов? Можно проанализировать? Какова доля муниципальных программ, региональных, федеральных? В том числе для спецпотребителей или спецконтингента - программа жилья для военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, молодых семей, многодетных семей и т.д. Нет надлежащей статистики и надлежащего анализа. Дальше вопрос структуры валового регионального продукта. Я не услышал в докладах общий объем ВРП (валового регионального продукта) и как он вырос по отношению к 2012, 2011, 2010 годам... Я приведу пример из категории экономики мыльного пузыря. Люблю этот пример. США - первый в мире экспортёр сельхозпродукции. Так вот, в составе ВВП США на долю сельхозтоваропроизводителей приходится только 1,5 процента. Однако, сделки с недвижимостью, страхование, финансовые рынки дают 46,5% ВВП.

Особое внимание профильный департамент и правительство должны уделять реальному сектору экономики, сфере материального производства и сфере агропромышленного комплекса, производству и переработке сельхозпродукции. Это показатель нашей работы, потому что в составе сегодняшнего ВРП учитывается всё - образование, здравоохранение, социальная защита...

Я просил бы попытаться понять приоритеты с точки зрения стратегии развития КБР. Что вы считаете для себя доминантой в ваших подходах? Где вы видите конкурентные преимущества республики? Каким образом мы будем выстраивать наши отношения: федеральный центр и республика? Большой вопрос. Он остаётся открытым. Ни разу не упомянули стратегию социально-экономического развития, хотя мне не нравится понятие «социально-экономическое развитие». Экономика всегда должна стоять впереди.

В России утверждены 6 отраслевых схем территориального планирования. Мы знаем, как будет развиваться энергетика, дорожное хозяйство, связь  и т.д. Как выглядит республика в этих документах? Что мы делаем для того, чтобы более активно присутствовать в наших стратегиях и планах? Вот такое ощущение, что отчитываемся по статистике. Мы, кстати, и об этом говорили с Юрием Александровичем. Первая наша проблема, связанная с анализом экономического положения и качества жизни, это отсутствие надлежащих статистических данных. Вот по жилому фонду у нас данных нет.    Раз нет данных по учёту жилого фонда, значит, нет данных по учёту ветхого и аварийного жилья, нет данных по вводу жилья в эксплуатацию. Причина банальная - муниципальная статистика отсутствует. А те методики и методологии, что применяем, они далеки от реальной жизни, далеки от совершенства, не говоря уже от объектах статнаблюдений - отдельная проблема. Не имея правильных исходных данных, не имея стратегических подходов в экономическом развитии субъекта, трудно говорить о каких-то результатах в работе.

В целом ситуация с дорожным хозяйством улучшается в СКФО, а в республике она стала хуже. Это означает, что, оказывается, то, что мы строим, содержать-то не умеем.

"Этана" - хороший проект. Но что означает опоздание на 2 года?! Это означает, что не эксплуатируется надлежащим образом та инфраструктура, которая создана при помощи федерального бюджета в 1,5 млд.руб. Два года без эксплуатации  означает необходимость в капитальном ремонте. А консервировать мы не умеем. Прекрасный проект - "Севкаврентген - Д". Да, мы действительно при помощи Инвестиционного фонда РФ  через механизм государственных гарантий помогли реализовать этот проект. Но когда смотришь на объемы выпуска оборудования - 50 единиц за прошлый год. Это символический объем. Когда мы идём по пути поддержки инвестпроектов за счёт средств бюджетной системы и институтов развития, мы должны давать некие индикативные показатели, в т.ч. уровень оплаты труда, объём налогов и сборов, отчисляемых в бюджетную систему, протяжённость налоговых каникул. А у нас получается игра в одни ворота. Мы дали землю, дали инфраструктуру, дали налоговые каникулы, и в итоге получили 50 единиц рентгеновского оборудования. Это что такое? Это экономика?!

Завершая работу совещания, Юрий Коков поблагодарил руководство Минрегионразвития за понимание стоящих перед республикой проблем и заинтересованный поиск путей их решения.

 

E-mail Печать