Уважаемые депутаты, коллеги!
Дорогие земляки!
Сегодня в соответствии с полномочиями, определёнными Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, обращаюсь к вам с ежегодным Посланием о положении в республике и основных направлениях нашей политики на нынешний 2021 год и на среднесрочную перспективу.
Говоря о прошлом, ушедшем годе, не могу не начать с ситуации, связанной с пандемией, которая внесла серьезные коррективы в жизнь.
Наша страна и весь мир столкнулись с неизвестной ранее и чрезвычайно опасной инфекцией. Пандемия коронавируса стала серьёзным вызовом и для нашей республики.
Для оперативного принятия решений Президентом страны были делегированы дополнительные полномочия высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации.
Был создан республиканский оперативный штаб.
В режиме реального времени пришлось реагировать на развитие ситуации и оперативно принимать решения.
С первого дня мы делали всё, чтобы сберечь людей и не допустить тяжёлых последствий. Экстренно были переоборудованы больницы. Развернули более 1850 специализированных коек в 9 учреждениях. Хотя на тот момент Федеральным штабом было определено 0,5 койки на 1000 человек, что составляло 450, мы приняли на себя ответственность и удвоили эти цифры. Далее, с учетом ситуации мы развернули порядка двух тысяч коек, что позволило нам не создавать напряжение в больницах, в госпиталях.
Одновременно с этим мы произвели дооснащение госпиталей опасных инфекций необходимым рентгенологическим, реанимационным, лабораторным, диагностическим и иным оборудованием, средствами индивидуальной защиты и другими расходными материалами.
В общей сложности в госпитали было поставлено порядка полутора тысяч единиц медицинского оборудования на общую сумму 748 миллионов рублей.
На стимулирующие выплаты медицинским работникам было направлено порядка 1,6 миллиарда, из которых 537 миллионов рублей были средства республиканского бюджета. Причем выплаты медработникам за счет собственных средств мы начали осуществлять раньше, уже в апреле месяце.
Мы одни из первых в стране стали предоставлять бесплатные лекарственные средства для лечения амбулаторных больных.
Был создан информационный центр, далее он был перепрофилирован в колл-центры, которые обеспечивали обратную связь с пациентами.
Врачи, освоив новые технологии, уже на стадии диагностирования по результатам КТ–исследований в режиме онлайн обеспечивали распределение больных в госпитали.
Было закуплено 28 единиц машин скорой помощи, в том числе 11 реанимобилей, приобретены 24 легковых автомобиля для доставки врачей поликлиник на дом.
Были приняты беспрецедентные меры по социальной поддержке граждан, особенно это коснулось семей с детьми.
Следует отметить, что на протяжении всего времени республиканский оперативный штаб обеспечивал контролируемые и управляемые процессы, именно исходя из обстановки и потребностей общества.
В этот сложный период свои лучшие качества продемонстрировали медицинские работники, которые, находясь на переднем крае борьбы с коронавирусной инфекцией, в тяжелейших условиях показали свои высокие компетенции, проявили мужество, стойкость.
Сегодня я хочу ещё раз выразить им огромную человеческую благодарность, низкий им поклон за это.
Хочу отдельно отметить профессионализм и оперативность деятельности сотрудников регионального Управления Роспотребнадзора, которые обеспечивали организацию эффективной работы по проведению массового тестирования и анализа заболеваемости.
Достойно показали себя и сотрудники социальных учреждений и служб, которым также пришлось нелегко. Но они в целом успешно справились с серьезной дополнительной нагрузкой.
Представители указанных учреждений и ведомств заслуженно были отмечены и награждены знаками отличия Российской Федерации. Только Указом Президента награждены 53 человека.
Большая благодарность нашим учителям, преподавателям колледжей и вузов, которые также оказались в сложной ситуации. В сжатые сроки учебные заведения были вынуждены освоить дистанционную форму обучения. И педагоги Кабардино-Балкарии достойно справились с этой непростой задачей.
Действенную помощь в деле обеспечения безопасности людей, соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и режима ограничительных мер оказали работники правоохранительных органов.
Руку помощи нуждающимся протянули сотни волонтёров и бизнес-сообщество, которые в рамках Всероссийской акции «МЫ ВМЕСТЕ» обеспечивали их лекарствами, продуктовыми наборами, другими предметами первой необходимости, заботились о малоимущих, об одиноких стариках и инвалидах. Мы признательны им за проявленную в этот трудный период активную гражданскую позицию.
Хочу сказать всем жителям Кабардино-Балкарии искреннее, человеческое спасибо за терпение к вынужденным ограничениям, за ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Коллеги! Как гражданин Российской Федерации, как высшее должностное лицо Кабардино-Балкарской Республики не могу особо не подчеркнуть роль Президента страны Владимира Владимировича Путина, который с самого начала в качестве важнейшего приоритета обозначил жизни и здоровье граждан. Более того, делегировав полномочия, о которых я ранее сказал, он все эти полномочия подкрепил беспрецедентными решениями, соответствующими ресурсами. И поэтому я могу об этом говорить: ни один глава субъекта Российской Федерации не почувствовал себя один на один с этой бедой, за что ему искреннее человеческое спасибо.
Четко и оперативно действовали Правительство Российской Федерации, профильные федеральные министерства и ведомства. За всё это от нашего с вами имени, от имени всех жителей Кабардино-Балкарии хочу выразить им искреннюю признательность и огромную благодарность.
Мы понимаем, что опасность вируса сохраняется. Единственным способом окончательного преодоления пандемии является вакцинация. Другого пути просто нет.
Хочу от себя сказать. Разве не мы с вами перенесли ту горечь утрат о наших родных и близких, которых мы потеряли из-за этой пандемии? Разве не мы с вами с трепетом стояли и переживали о здоровье наших родных и близких, которые попадали в госпитали? Мы с вами с тревогой у телевизоров ждали ответа государства, наших ученых на этот вызов. И государство, и наши ученые это обеспечили – раньше всех выпустили вакцину. Она у нас есть в доступе сегодня. Хочу сказать: все, у кого нет противопоказаний, должны воспользоваться этим и провакцинироваться. Не мог я сегодня говорить об этом, если бы сам не провакцинировался, если бы не провакцинировал своих старших. Никаких побочных явлений нет. Все это, наверное, происки других, недружественных государств, которые сегодня неправильно информируют людей о нашей вакцине.
Для информации: воспользовался услугами нашей родной первой поликлиники, сделал вакцинацию в городе Нальчике. Вакцины – в доступе, сегодня будет и вторая вакцина. То есть будет право выбора в этой части.
Несмотря на сложность ситуации, нами были созданы все условия для обеспечения поставленных перед республикой важных и ответственных задач в экономике и социальной сфере.
Не могу не отметить работу Правительства, всех органов исполнительной и муниципальной власти республики, которыми были разработаны и реализованы антикризисные меры, обеспечено должное взаимодействие с обществом в этот сложный период.
В небывалых объёмах в прошедшем году осуществлена государственная социальная поддержка граждан. Особый акцент при этом был сделан на поддержку семей с детьми. Только на выплаты 63 тысячам детей в возрасте от 3 до 7 лет было направлено более 4,5 миллиардов рублей.
Семикратно был увеличен объём средств на пособия по безработице. В общей сложности жителям республики в качестве мер социальной поддержки и материальной помощи выплачено 17 миллиардов рублей.
Безусловно, в центре нашего постоянного внимания находились национальные проекты, в рамках которых у нас в Кабардино-Балкарии утверждены и воплощаются в жизнь 47 региональных проектов. Объём направленных на их реализацию средств в 2020 году составил 8,1 миллиард рублей, из них 6,7 миллиарда – это федеральные средства.
Параметры, утверждённые нами во исполнение национальных проектов, в основном, достигнуты. Освоение средств составило 95,8% (выше среднероссийского уровня – 93,2%).
В прошлом году проведены работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту более 200 объектов.
Были предприняты важные шаги по дальнейшему укреплению материально-технической базы здравоохранения.
В общей сложности в медицинские организации республики поставлено 1289 единиц медицинской техники, в том числе 14 единиц, так называемой, «тяжелой» медтехники. Только в рамках борьбы с распространением коронавирусной инфекции в медицинские организации за счёт средств федерального бюджета поставлено 12 рентгеновских аппаратов, 15 аппаратов УЗИ, 63 аппарата инвазивной и 146 неинвазивной вентиляции лёгких, 2 компьютерных томографа, 2 сенсорных информационных терминала и другое оборудование. Республиканский онкодиспансер оснащен высокотехнологичным оборудованием – комплексом лучевой терапии на базе линейного ускорителя и компьютерным томографом на общую сумму 279 миллионов рублей. Получены 2 магнитно-резонансных томографа (для РКБ и РДКБ).
Внушительный объём работ осуществлён в дорожном строительстве. Проведён ремонт автомобильных дорог общей протяжённостью 230 км, в том числе 70 км – федерального значения, 103 км – регионального и 57 км – муниципального значения. При этом по улично-дорожной сети городского округа Нальчик устроено новое асфальтобетонное покрытие дорог протяжённостью 20 км. Кроме того, вдоль региональных дорог построено 40 км линий наружного освещения. То есть использовался комплексный подход.
В 2020 году построены и реконструированы 32 объекта водоснабжения общей протяжённостью 72 км. В городском округе Нальчик произведены работы по расширению водопроводных сетей протяжённостью 6 км, а также строительству наружных сетей водоснабжения микрорайона жилой застройки в продолжение микрорайона «Нарт» протяжённостью 27 км.
В городах и поселениях республики благоустроены 122 дворовые территории и 34 общественных пространства.
В прошедшем году в республике построено более 5 тысяч новых квартир общей площадью около 500 тысяч квадратных метров, что на 5,4% больше, чем в 2019 году. Из аварийного фонда переселены 164 человека. Проведён капитальный ремонт в 83 многоквартирных домах.
В основном выполнены и задачи, поставленные нами в прошлогоднем Послании.
К примеру, мы брали обязательства добиться значительного увеличения доходов в республиканский бюджет. Так вот, эта задача выполнена в полном объёме. В результате впервые доходы бюджета КБР превысили 50 миллиардов рублей, что к уровню 2019 года составило 139,7%. При этом по налоговым и неналоговым доходам относительно 2019 года сохранена положительная динамика поступлений и достигнуто практически 100-процентное исполнение плана.
Мы также сдержали свои обещания в вопросах ликвидации зависимости от коммерческих кредитов и уменьшения государственного внутреннего долга, который по сравнению с началом 2018 года сократился на 4,9 миллиарда рублей.Несмотря на сложность года, в 2020 году мы его снизили еще на 720 миллионов. Государственного долга перед коммерческими банками у республики нет. О том, что это нам даёт, я еще отдельно остановлюсь.
Выполнено большинство установок и задач Послания 2020 года в области экономики, модернизации инфраструктуры жизнедеятельности и социальной сферы, что позволило сохранить положительную динамику социально-экономического развития республики по основным направлениям.
Так, объём валового регионального продукта по итогам 2020 года по предварительным оценкам составил 180 миллиардов рублей, 102,1% к уровню 2019 года. Индекс промышленного производства составил 111 %. По темпам роста промышленного производства Кабардино-Балкария вошла в семёрку лидеров среди субъектов Российской Федерации. На 10% больше произведено продукции сельского хозяйства. Темпы роста объёма работ, выполненных в строительстве, составили 106,9%.
Средний размер зарплаты достиг 29908 рублей, превысив уровень прошлого года на 9,8%. С учётом роста потребительских цен реальная зарплата увеличилась на 5,8%. (высокие темпы роста зарплаты отмечены в здравоохранении – 123,8%, средний уровень 31813 руб., строительстве – 117,6%, 25358 руб., добыче полезных ископаемых – 146,52%).
Реализован целый ряд других намеченных нами на 2020 год работ и мероприятий. Всё это стало возможным, благодаря поддержке федерального центра и слаженной работы команды и является хорошей основой для устойчивого социально-экономического развития республики в 2021 году и в среднесрочной перспективе.
Как вы знаете, Президентом страны определены пять основных национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. Они для нас выступают безусловным ориентиром в нашей деятельности на этот и последующие годы. Вся работа органов власти должна быть сконцентрирована на достижении этих целей.
Основным приоритетом в 2021 году в работе государственных и муниципальных органов власти республики является повышение качества услуг, предоставляемых населению исполнительными органами власти и учреждениями. Особая важность данного вопроса подчеркнута Президентом страны.
Базовым условием достижения этой цели, несомненно, является забота о здоровье человека. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что система здравоохранения республики с честью выдержала непростые испытания, доказала свою стабильность и эффективность.
В предстоящий период необходимо усилить работу по обновлению материально-технической базы отрасли на новой технологической основе. По поручению Президента России в стране реализуется масштабная программа модернизации первичного звена здравоохранения.
В рамках данной программы до 2024 года на модернизацию первичного звена в республике будет направлено 1,8 миллиарда рублей, построено, реконструировано и капитально отремонтировано 50 объектов на сумму более 1,2 миллиарда рублей, в том числе появится 13 новых объектов. 600 миллионов рублей будет направлено на оснащение современным медицинским оборудованием. Уже в этом году начали капитальный ремонт 13 объектов, реконструкцию двух и строительство 1 врачебной амбулатории (в с.Аушигер). Необходимо держать качество и сроки работ на этих объектах на жестком контроле и на правительственном уровне, и главам местных администраций. Учитывать все нюансы и уделять внимание каждой детали, чтобы в итоге получились по-настоящему объекты нового уровня по комфорту и качеству оказания медицинской помощи.
Также в этом году планируем возобновить строительство онкологического диспансера и приступить к строительству приемного отделения Республиканской клинической больницы.
В ближайшие три года предполагается полностью обновить парк машин скорой помощи в сельской местности, в посёлках городского типа и малых городах. На постоянной основе следует продолжать работу по повышение квалификации медицинских работников.
Необходимо расширить программы диспансеризации и профилактических осмотров. Особое внимание следует уделить профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, болезней органов дыхания, развитию детского здравоохранения, укреплению здоровья старшего поколения.
Надо развивать и совершенствовать систему льготного лекарственного обеспечения граждан. Вопрос пока не закрыт, но мы планомерно двигаемся в его решении. Если в 2017 году на эти цели из республиканского бюджета было направлено 237,2 миллиона рублей, а в 2018 году - 270,5 миллиона, то в 2020 году на льготное лекарственное обеспечение было выделено 358,8 миллиона рублей.
Наша главная цель – вывести на качественно новый уровень медицинскую помощь в республике.
Прошу Правительство обеспечить слаженную работу в этом направлении.
Развитие системы здравоохранения без приобщения населения к здоровому образу жизни не принесёт желаемого результата. В этих целях нужно активно развивать спортивно-оздоровительную инфраструктуру.
В этом году планируется начать строительство спортивного комплекса для занятий спортивным пятиборьем, ввести в эксплуатацию футбольное поле с искусственным покрытием в Нальчике, физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа и малую спортивную площадку для тестов норм ГТО в Зольском районе, физкультурно-оздоровительный комплекс в городе Баксане и спортивный зал в сельском поселении Псыхурей Баксанского района.
В 2021 году федеральные субсидии на развитие спортивной среды в республике составят более 350 миллионов рублей. Кроме того, нами подписаны соглашения с федеральным профильным министерством по объектам 2022-2023 годов на сумму более 300 миллионов рублей, за счет чего планируется строительство в Нальчике крытого катка с искусственным льдом и физкультурно-оздоровительного комплекса для занятий зимними видами спорта.
Однако создать необходимую сеть спортивных сооружений и площадок недостаточно. Важно добиваться, чтобы она способствовала развитию массового спорта. Здесь результат напрямую зависит от людей, которые этим занимаются, от их профессионализма и энтузиазма. Его необходимо подкрепить достойной заработной платой.
Поручаю Правительству республики решить в текущем году вопрос повышения оплаты труда тренеров, работающих в государственных учреждениях спорта, и довести её как минимум до среднего уровня оплаты труда педагогических работников по республике.
Важнейшими направлениями работы на предстоящий период должны стать поддержка семьи, создание рабочих мест, борьба с бедностью и повышение доходов граждан.
И в 2019, и в 2020 году мы полностью выполнили все обязательства по адресной социальной помощи семьям, оказываемой из республиканского бюджета, в частности по выплате 250 тысяч рублей на улучшение жилищных условий многодетным семьям при рождении пятого или последующего ребенка, сумели закрыть имевшуюся задолженность по соответствующим сертификатам прошлых лет.
Эти вопросы надо Правительству, Министерству труда и социальной защиты республики держать на постоянном контроле и в этом году, работать над повышением адресности предоставления господдержки, её своевременности и эффективности.
Исходя из повседневных потребностей семей, каждого человека, должна быть построена работа всех отраслей социальной сферы. Я уже поручил Правительству проанализировать возможности оптимизации алгоритмов получения гражданами социальных услуг, сокращения необоснованных требований при предоставлении различных документов, снижения административных барьеров. Прошу не затягивать с этим вопросом, организовать системную работу и проинформировать о результатах.
Также поставлена задача – к концу текущего года восстановить рынок труда. Но мы должны постараться решить её раньше. В этих целях необходимо поощрять предпринимательскую инициативу, шире применять практику заключения социальных контрактов, активно поддерживать и развивать самозанятость населения.
Как подчеркнул наш Президент, главное сейчас – обеспечить рост реальных доходов людей. Несмотря на рост уровня оплаты труда, данный вопрос для нашей республики по-прежнему остаётся одним из наиболее острых. Для того, чтобы выйти на запланированный в принятой нами Стратегии развития показатель, необходимо добиваться более существенного повышения уровня оплаты труда. Вопрос весьма значимый для наших граждан.
Прошу Правительство отнестись к этому с полной ответственностью.
Необходимо значительно усилить роль и эффективность работы республиканских координационных органов в этой сфере, я имею ввиду Трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, комиссию по вопросам легализации трудовых отношений и погашению задолженности по заработной плате. Решения этих органов должны серьезным образом влиять на соответствующие процессы, повышение заработной платы и ее легализации.
В предстоящий период мы должны придать новый импульс развитию культуры. Нужно добиваться, чтобы культура действительно стала естественным регулятором жизни, определяла поведение, поступки людей, влияла на их отношение к своей стране, к семье, к воспитанию детей.
Важнейшим направлением нашей работы должно оставаться сохранение историко-культурного наследия. Особое внимание следует уделять воспитанию детей и молодёжи в духе наших лучших традиционных ценностей. Надо поощрять их интерес к этнокультурному развитию, к изучению родного языка и культуры. Сохранение родного языка – это наш нравственный долг перед будущими поколениями. И мы обязаны делать всё необходимое для этого.
И, конечно же, мы будем создавать условия для сохранения и развития языков и культуры представителей всех национальностей, проживающих в республике.
Важными задачами остаются поддержка творческих коллективов и деятелей культуры, подготовка кадров для отрасли. Следует наращивать усилия по развитию и укреплению материально-технической базы учреждений культуры и искусства. Мы ставим перед собой задачу добиться, чтобы каждое сельское поселение было обеспечено полноценным объектом культуры, современной инфраструктурой сельской культурной жизни. Уверен, мы сумеем достичь эту цель уже в обозримом периоде.
Задача повышения оплаты труда работников государственных учреждений культуры также должна быть решена Правительством республики в текущем году.
Необходимо продолжить укрепление взаимодействия с общественными движениями, национально-культурными центрами, традиционными религиозными организациями в вопросах духовно-нравственного воспитания молодёжи, противодействия проявлениям национализма и экстремизма, другим негативным проявлениям.
Сегодня в республике созданы благоприятные условия для сохранения базовых ценностей в сфере межнациональных отношений. Мы должны трепетно, как зеницу ока, беречь это наше ценнейшее общее достояние.
В этих целях необходимо активно использовать ход подготовки к празднованию 100-летия образования Кабардино-Балкарской Республики. Важно донести до жителей республики, особенно до молодёжи, судьбоносную значимость нашего единения, продемонстрировать верность избранному нашими предками курсу на строительство общего дома, уважение к своей истории и традициям, к духовным ценностям и многовековой культуре наших народов.
Именно такая живая связь поколений и составляет духовно-нравственный стержень нашего народа, без чего невозможно обеспечить достойное будущее родной Кабардино-Балкарии.
Важнейшей составляющей, определяющей качество жизни людей, является образование.
В предстоящий период следует продолжить работу по формированию современной образовательной среды, способствующей повышению образовательных результатов учащихся, росту качества школьного образования как основы для развития способностей ребёнка. Для этого уже в нынешнем году стоит задача ввести в эксплуатацию 10 объектов дошкольного образования на 705 мест. К концу года в республике должна быть обеспечена 100-прецентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет.
В текущем году начнется возведение зданий новых общеобразовательных школ на 500 мест в сельском поселении Куба и на 785 мест в городском округе Прохладный, а также ввод в эксплуатацию школы на 440 мест в сельском поселении Ново-Ивановское.
Строим и будем продолжать строить новые объекты – школы и детские сады. Отдельная задача – ремонт уже существующих. Многие школы построены десятки лет назад и находятся не в лучшем техническом состоянии.
Правительству республики совместно с местными администрациями необходимо обеспечить планомерное решение этой задачи. Средства нужны немалые, но их надо находить из республиканского и местных бюджетов с привлечением внебюджетных средств. Этот механизм и программные мероприятия нужно разработать и начать реализовывать с этого года. В этом вопросе нужно системно двигаться.
В этом году уже запланирован капитальный ремонт здания средней школы №1 Залукокоаже, а также школ в Нижнем Череке и в Пролетарском.
Важным аспектом развития детей призвано стать дополнительное образование. Сегодня в республике создано 69 Центров «Точка роста» для изучения школьниками программ естественно-научных и технологических направлений. До конца текущего года предстоит создать ещё 38 таких центров на базе школ, расположенных в сельской местности и в малых городах. А до конца 2023 года они будут созданы во всех таких общеобразовательных учреждениях.
В республике успешно функционирует детский технопарк «Кванториум», который посещают около полутора тысяч школьников. На базе Детской академии творчества работает мобильный технопарк, который обеспечивает возможность дополнительного образования для 1090 детей. В этом году планируется создать ещё один технопарк «Кванториум» на базе Гимназии №4 города Нальчика. Надо и дальше активно работать в этом направлении.
Мы ставим перед собой задачу обеспечивать раскрытие талантов каждого ребенка, школьника. Но это не только материально-технические условия, это в большей степени методические подходы, и кропотливый труд и обучающегося и его наставника, учителя. Одними из значимых мероприятий, направленных на выявление и поддержку талантливых, одаренных детей являются олимпиады школьников. Поэтому считаю правильным принять нам дополнительные меры по стимулированию участия и результативности наших ребят в олимпиадах, и, начиная с этого года, ежегодно присуждать премии победителям заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, а также подготовившим их педагогическим работникам по 50 тысяч рублей, призерам и их педагогам – по 25 тыс. рублей, победителям регионального этапа всероссийской олимпиады, а также республиканской олимпиады по родным языкам и их педагогам – по 15 тыс. рублей.
С 1 сентября 2021 года в образовательные программы школ будет включена воспитательная составляющая. По существу, это будут отдельные полноценные программы воспитания. Необходимо обеспечить их эффективность и результативность.
На новый качественный уровень надо вывести систему летнего отдыха и оздоровления детей. Летние лагеря должны по существу стать не просто местом отдыха, а и центром воспитания детей.
Также особое внимание следует уделить военно-патриотическому воспитанию школьников, активно развивать движение «ЮнАрмия», а также завершить работу по созданию Центра «Авангард».
С каждым годом у нас растёт количество участников национального Чемпионата «Молодые профессионалы» Ворлдскиллс. Важно максимально использовать проведение этого престижного форума в качестве одного из ключевых факторов развития профессионального образования. Наряду с этим в целях формирования образовательной среды, которая способна гибко и быстро реагировать на запросы реального сектора экономики, нужно активно создавать ресурсные центры.
Перед нашей высшей школой и научным сообществом республики стоят серьёзные задачи по обеспечению тесного взаимодействия с реальным сектором экономики по перспективным направлениям развития. Необходимо создавать условия для стимулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности, привлечения экспертного потенциала наших ВУЗов и научных организаций при разработке государственных программ и инвестиционных проектов.
Вузы должны не просто давать знания в той или иной области, они должны настраивать студентов на самостоятельную инициативу, на самореализацию в своей профессии. Молодые люди, окончившие вуз, должны быть готовы объединяться в команды, созидать, открывать свое дело, генерировать и продвигать новые идеи, обеспечивать себя и других рабочими местами. Это касается и экономистов, менеджеров, юристов, и многих других специальностей.
Все наши намерения и усилия в сфере образования должны быть направлены на достижение главной цели – повышения его качества и конкурентоспособности.
Теперь, уважаемые депутаты, перейду к экономической составляющей жизни Республики.
В области экономики стратегическим направлением для нас остается развитие инфраструктуры. Это послужит основным драйвером. Прежде всего, это создание современной и комфортной среды проживания людей.Молодой человек сегодня двигается в крупные города России не столько за заработком, сколько за качеством жизни.
Теперь к конкретике на 2021 год.
В части транспортной инфраструктуры.
В 2021 году общая протяженность автодорог, предусмотренных к вводу в эксплуатацию после ремонта, составит около 180 км, из них по федеральной сети около 50 км, по региональной дорожной сети 101,6 км (21 объект) и по местной сети 25 км. При этом в границах городского округа Нальчик будет отремонтировано 14 км улично-дорожной сети (15 объектов). Также около 11 км дорог местного значения будут приведены в нормативное состояние в границах 4-х муниципальных образований. Кроме того, планируется устроить наружное освещение вдоль региональных дорог протяженностью около 60 км.
Ставится задача Министерству транспорта и дорожного хозяйства республики завершить все работы качественно и с опережающими сроками. И проработать вопрос о выделении дополнительных средств из федерального бюджета в размере 432 миллионов рублей на ремонт дорог в Нальчике протяженностью 12 км, а также 595 миллионов рублей – на капремонт региональной автодороги Прохладный-Эльхотово протяженностью 9,4 км. То есть, позволит ввести дополнительно в эксплуатацию по итогам 2021 года ещё порядка 22 км.
В межмуниципальных и внутримуниципальных перевозках общественным транспортом необходимо обеспечить три составляющие: доступная цена; количество транспорта, обеспечивающее оптимальные интервалы отправления транспортных средств, и удобный маршрут.
Одна из важнейших задач в сфере транспорта – новый уровень обслуживания и увеличение пассажиропотока аэропорта «Нальчик». Работа в этом направлении ведется. Предприятие выведено из процедуры банкротства. Появился новый, серьезный собственник (являющийся одним из ведущих в этой сфере в России).
Увеличено число авиарейсов и использующих аэропорт авиакомпаний. Кроме столицы, с этого года появятся рейсы в Санкт-Петербург, Сочи, международные рейсы.
Необходимо продолжить работу с заинтересованными, и с собственником, и с федеральными органами власти по дальнейшему продвижению данных вопросов, по реконструкции аэропортового комплекса, взлетно-посадочной полосы, по повышению уровня безопасности объекта, его статуса и имиджа.
Эти задачи должны стать главным приоритетом для Министерства транспорта и дорожного хозяйства республики.
Качество жизни неотрывно связано с уровнем развития ЖКХ, обеспечивающим первоочередные, базовые условия для проживания и жизнедеятельности людей.
Самая серьезная задача для нас – это качественное водоснабжение. Целый ряд мероприятий в этой сфере проведены в прошлом и позапрошлом годах, о них я выше упоминал. В нынешнем году в рамках проекта «Чистая вода» приступили к строительству и реконструкции еще 19 объектов водоснабжения общей стоимостью 130 миллионов рублей (строительство скважин, водопроводов).
Но я буду говорить о других масштабах и технологиях, которые потребуют определенного времени и больших финансовых затрат. Это строительство самотёчных систем водоснабжения в республике, обеспечивающих большой охват, бесперебойность и качество воды). Другого пути нет.
Работа в данном направлении начата.
Ставлю задачу Правительству республики совместно с муниципальными органами власти обеспечить проектирование в 2021 году 3 веток: Зольский водопровод (с изменением источника забора воды); Баксанский водопровод, а также водопровод для водоснабжения Нальчика и ряда населенных пунктов Чегемского района.
Другая важная составляющая для обеспечения комфортного проживания – добиться, чтобы в каждом селе и городе появились свои оборудованные общественные пространства, парки и детские площадки. Для этого в этом году только в рамках нацпроекта мы должны благоустроить 89 дворов многоквартирных домов и 31 общественное пространство.
Конечно, важнейшая задача – повышение эффективности обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) – улучшение работы Регионального оператора и организация переработки отходов с использованием передовых, экологичных технологий.
Экологическая (зеленая) составляющая должна не просто присутствовать, но быть на первом месте во всех решениях и проектах, которые мы разрабатываем и планируем реализовать не зависимо от сферы деятельности (промышленность, АПК, строительство и т.д.).
Строительство нового комфортного и доступного жилья, благоустроенных пространств для досуга и занятий спортом, соответствующих дорог и улиц — это важнейшая часть повышения качества жизни граждан и развития экономики в целом.
Необходимо обеспечить высококачественное комплексное проектирование новых территорий застройки, микрорайонов.
Примеры этому уже есть (Мэй, Восточный и т.д.)
В текущем году мы должны обеспечить ввод жилья общей площадью 513 тысяч квадратных метров. К 2030 году планируется довести этот показатель до 761 тысячи квадратных метров в год. Всего за 10 лет должно быть введено около 7 миллиона квадратных метров. Ключевой задачей при этом должно оставаться повышение качества и снижение стоимости жилья.
Одним из драйверов развития как спроса, так и предложения на рынке жилья является ипотечное кредитование. В прошлом году на этой основе почти 4000 жителей республики смогли улучшить свои жилищные условия. Это на 38,5% больше чем в 2019 году. Сумма полученных ими средств выросла почти на 45% и превысила 8,8 миллиардов рублей. Наращивание объёмов ипотечного кредитования является важным инструментом достижения намеченных нами до 2030 года ориентиров в жилищном строительстве. И мы должны активнее двигаться в этом направлении.
Задача Правительства совместно с муниципалитетами обеспечить подготовку новых проектов по высоким стандартам, эффективное стимулирование строительства жилья, разработать новые региональные меры государственной поддержки граждан в его приобретении.
Строительство дорог, жилья также станет стимулом развития экономики, появления новых рабочих мест, начиная от производства строительных материалов, занятости на самих объектах строительства, заканчивая развитием сферой торговли и услуг, малого бизнеса в новых микрорайонах, вдоль новых дорог.
В нынешнем году предстоит переселить из аварийного жилья 750 человек, на что выделено 480 миллионов рублей.
Мы обязаны решить и такую острую проблему, каковой на протяжении нескольких десятилетий является расселение общежитий, а также ликвидировать отставание в реализации программы обеспечения жильём детей-сирот.
В текущем году уже запланировано приобретение 107 помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотрено на эти цели 110,4 миллиона рублей, в том числе в республиканском бюджете – 37 миллионов. Необходимо изыскивать дополнительные ресурсы и ускорять решение этого важного социального вопроса.
Источники финансирования решения этих масштабных задач и в ЖКХ и в строительстве, я позже обозначу.
Теперь об основных отраслях производства и сферы услуг, которые мы сегодня считаем приоритетными и развиваем.
1. Промышленность.
Ставку в первую очередь будем делать на развитие высокотехнологичных, наукоемких и экологичных производств, дающих высокую добавленную стоимость и не наносящих вред природной среде. Это электроника, производство медицинского оборудования, приборостроение.
Задача Правительства создать нормативные, организационные, финансовые и иные условия для притока инвестиций в данных областях на территорию республики.
А также создать все условия от обучения до непосредственного предоставления рабочего места в области IT - технологий (пример).
Приоритетными также считаю развитие легкой промышленности, в частности текстильной.
В прошлом году нами принято решение о наделении «Гарантийного фонда Кабардино-Балкарской Республики» полномочиями регионального фонда развития промышленности. Важно эффективно использовать средства фонда для стимулирования развития отрасли, прежде всего, для роста производительности труда. Наряду с этим Правительству следует усилить взаимодействие с Российским фондом поддержки промышленности по привлечению дополнительных средств на поддержку наших предприятий.
В этом году надо продолжить выполнение комплекса работ по возобновлению добычи и переработки вольфрамо-молибденовых руд Тырныаузского месторождения, расширению ассортимента и увеличению объёмов производимой продукции на «Телемеханике».
2. Агропромышленный комплекс.
В сфере сельского хозяйства основная задача – получение максимальной отдачи с каждого гектара земли, а также глубокая переработка сельскохозяйственной продукции. Это развитие овощеводства, плодоводства, в частности ягодоводства, с использование высокоэффективных современных и технологий выращивания. Что позволит с минимальными затратами земельных ресурсов обеспечить высокую рентабельность и, главное, занятость населения.
Задача Министерства сельского хозяйства республики концентрировать лучший мировой опыт в этой сфере. Важно обеспечить вовлечения в данную работу населения республики, как предпринимателей, так и личные подсобные хозяйства.
Другой приоритет – это развитие племенного животноводства, улучшение породного состава мясного и молочного стада в республике, с применением научного подхода, что позволит повысить эффективность и качество продукции в этой сфере.
Объём поддержки аграрного сектора растёт ежегодно. Прошлый год не стал исключением. На развитие отрасли и сельских территорий было направлено 2 миллиарда 750 млн. рублей, что составляет 146% к показателю 2019 года. Несмотря на нынешнюю непростую финансовую ситуацию, необходимо сохранить объёмы государственной поддержки по основным направлениям. Наряду с этим нужно изыскивать новые резервы для дальнейшего увеличения валового продукта АПК, прежде всего, за счёт мелиорации и внедрения в сельскохозяйственное производство интенсивных технологий.
Мы должны обеспечить ежегодный рост его объёмов не ниже 10 процентов. Только при этом условии мы сможем достичь целевых показателей, установленных на период до 2024 года включительно.
По производству плодов мы уже заняли лидирующую позицию среди субъектов Российской Федерации. Однако нельзя останавливаться на достигнутом. Республика располагает благоприятными условиями для развития виноградарства. Важно возродить имевшиеся у нас в прошлом в этой области традиции и выйти на новый уровень.
Необходимо проработать вопросы, связанные с поддержкой развития коневодства.
Прошу Правительство внимательно проработать всё это и представить конкретные предложения.
Господдержка должна стимулировать дальнейшее развитие переработки и, в конечном счёте, обеспечить переход от поставок сырьевой продукции к поставкам продукции «с добавленной стоимостью».
Приоритетной задачей остаётся поддержка села и его жителей. В предстоящие годы будет продолжена реализация программ по строительству на селе жилья, дорог, сельских клубов и домов культуры, медицинских учреждений первичного звена, школ, улучшению газо- и водоснабжения.
По максимуму необходимо использовать возможности, предоставляемые госпрограммой «Комплексное развитие сельских территорий». В рамках этой программы в этом году уже запланирована реализация трех социально значимых проектов по комплексному развитию территорий в сельских поселениях Пролетарское, Солдатское и городском поселении Кашхатау, на которые будет направлено более 180 миллионов рублей.
Но разработанных проектов у нас гораздо больше – задача решить вопрос их планомерного финансирования.
3. Конечно, туризм.
Одним из стратегических направлений развития Кабардино-Балкарии остаётся туристическая отрасль. В прошлом году, несмотря на известные ограничения, республику посетили 540 тысяч человек, большинство из которых предпочли отдых в Приэльбрусье.
В ближайший период планируется построить 3 подвесные пассажирские канатные дороги, 9 горнолыжных трасс общей протяжённостью около 10 км, парковки на 800 мест, благоустроить поляну Азау и провести сети энергоснабжения горнолыжной инфраструктуры.
Нужно и впредь активно привлекать инвестиции в эту важную для нас отрасль, создавать новые туробъекты, развивать сервис, в целом укреплять инфраструктуру гостеприимства.
В рамках нового национального проекта в сфере туризма уже в ближайшее время будет запущена программа льготных кредитов на строительство и реконструкцию гостиниц, другой туристической инфраструктуры. Ставка по таким кредитам рассчитана на 15 лет и будет составлять три - пять процентов. Нужно максимально использовать эти возможности для развития нашего туристско-рекреационного комплекса, в первую очередь, бальнеологического потенциала курорта Нальчик. В ближайшие годы мы должны увеличить количество мест в санаториях до 10 тысяч, что позволит принимать ежегодно 150 тысяч отдыхающих. Это даст возможность занять порядка 50 тысяч человек.
Необходимо повысить эффективность использования объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, вывести предприятия отрасли из банкротства для дальнейшего эффективного распоряжения.
Также мы ведем работу по комплексному развитию туристического потенциала, и развитие тур-кластеров Черекского, Чегемского и Зольского районов.
Поручаю Правительству до 1 июля внести конкретные предложения по эффективному управлению и проекты развития.
Таким образом, хочу это особо подчеркнуть, создание высокотехнологичного промышленного и сельскохозяйственного производств, современной туристической отрасли должно стать важнейшим, я бы сказал, ключевым направлением нашей стратегии на предстоящие годы. Только настойчиво и последовательно двигаясь к этой цели, мы сможем обеспечить развитие республики в ряду передовых регионов Российской Федерации.
Разумеется, что достижение этой цели невозможно без привлечения инвестиций. В прошлом году объём инвестиций в основной капитал составил 50 миллиардов рублей или 103,6% к уровню 2019 года.
Ключевую роль наращивания объемов инвестиций должна сыграть банковская система Российской Федерации.
У нас задача – эффективно использовать каждый государственный рубль. На каждый рубль государственных вливаний в экономику мы должны привлекать 10 рублей инвестиций. Иначе результатов мы не добьемся.
Мы будем делать всё, чтобы развивался малый и средний бизнес.
Министерству экономического развития Кабардино-Балкарской Республики необходимо активизировать и усилить адресность работы по поддержке малого и среднего бизнеса. Как в информационно-консультационном, так и в финансовом отношении. Необходимо не просто обозначать имеющиеся механизмы господдержки, но буквально «вести», «сопровождать» каждого, у кого есть предпринимательская инициатива, желание и идея что-то создавать, созидать. С учетом пожеланий и конкретных реалий, оперативно вносить коррективы, изменения и дополнения в действующие правила поддержки, адаптировать их под запросы МСП, повышать их эффективность. И это касается не только Минэкономики, такой подход должен быть у каждого отраслевого министерства республики.
Почему говорю о малом и среднем бизнесе. Мы должны сформировать полноценный слой самообеспеченных жителей республики и строить на этом всю экономику – это и сфера туризма и услуг, IT-технологий и сельского хозяйства.
Как вы знаете, принятый на 2021 год бюджет непривычно жесткий и трудный. Но при всем при этом он остаётся ориентированным на человека. Доля расходов на социальную политику, образование, здравоохранение, культуру и спорт в общем объёме расходов республиканского бюджета составит 74%.
Зачастую нас спрашивали, почему так активно занимаемся снижением государственного долга. Хотя и Бюджетный кодекс позволяет уже не снижать его. Первое – я сказал – мы отказались от коммерческих кредитов. Их у нас нет, мы их не обслуживаем. У нас остались только средства, которые мы заняли у бюджетной системы Российской Федерации. Они фактически бесплатные, поэтому мы на это ничего не тратим. Вы, наверное, знаете – Президент Российской Федерации в Послании обозначил: о списании таких коммерческих долгов для ряда регионов. Мы не попали в этот список. Хочу сказать, что это хорошо. Это нормально.
Но мы попали в список других регионов, которые сегодня имеют право привлекать так называемые бюджетные заимствования на инфраструктурные проекты. Я могу ошибиться, примерно на 10 процентов от сумм. Те усилия, которые мы прилагали для сокращения государственного долга, сегодня нам позволят привлечь государственных заимствований (из федерального бюджета) не менее, чем на пять миллиардов. И все, что я говорил по водоснабжению, по стимулированию строительства мы сможем реализовать, потому что у нас есть возможности. Инструменты, принятые на федеральном уровне, позволяют нам это реализовать. И мы это по максимуму можем использовать. Поэтому, если мы и «затянули пояса» в предыдущие два года, это нам не помешало. Сегодня мы получили результат, который мы с вами сполна реализуем.
Буквально два слова о том, что у нас республика развивается, малый бизнес развивается. Собственные налоговые доходы Кабардино-Балкарии за первые четыре месяца 2021 года по сравнению с аналогичным периодом (прошлого года) увеличились: почти на 25 процентов рост. Для понимания – в деньгах это порядка 750 миллионов рублей. Поэтому я говорю: малый и средний бизнес у нас развивается, живет. Потому что рост – от упрощенной системы налогообложения, от малого и среднего бизнеса – составил порядка 180 процентов за первые четыре месяца. Разве это не показатель жизни республики?
Обозначенные выше задачи невозможно решить без стабильности в гражданском обществе, без эффективного управления.
Согласованные действия органов власти, органов местного самоуправления, правоохранительных структур и институтов гражданского общества позволили выстроить систему, позволяющую обеспечивать общественно-политическую стабильность. Однако, сохраняющиеся внешние и внутренние угрозы требуют постоянного и пристального внимания к этой важнейшей сфере.
Необходимо и впредь пресекать любые действия, направленные на дестабилизацию ситуации в обществе, на нарушение традиционных духовно-нравственных ценностей, на подрыв основ межнационального и межрелигиозного взаимопонимания и согласия.
Несмотря на тенденцию снижения числа зарегистрированных преступлений, необходимо и дальше уделять этому вопросу самое пристальное внимание. Поэтому обеспечение законности, правопорядка и безопасности граждан является одной из важнейших задач. Это относится и к государственным структурам, и к правоохранительным органам, и к обществу в целом.
В качестве важнейшего условия успеха в достижении поставленных нами целей по обеспечению устойчивого динамичного развития республики, повышению благосостояния нашего народа мы рассматриваем конструктивное взаимодействие с общественными объединениями. Любые инициативы и действия, направленные на эту цель, будут нами всемерно поддерживаться.
В сфере молодёжной политики, основная задача, чтобы для молодого поколения было открыто как можно больше возможностей в жизни. В этих целях мы должны работать со всеми категориями молодёжи, дать возможность раскрыться, проявить себя, показать свои лучшие качества, чтобы воплотить свои идеи в жизнь и добиться успеха.
Поручаю Правительству проработать вопрос усиления структуры исполнительной власти, отвечающей за осуществление молодёжной политики в республике и внести соответствующие предложения.
Не могу не отметить содержательную работу в 2020 году депутатов нашего Парламента. Вместе мы приняли большое количество законов, регулирующих все сферы экономической, социальной и общественной жизни республики.
Прошу и дальше держать под особым контролем всё, что считается приоритетом на данный момент. Речь идёт прежде всего о законах, которые призваны обеспечить реализацию, правовое развитие положений конституционных поправок, принятых на общероссийском голосовании. Все эти поправки, равно, как и национальные проекты, подчинены одной главной цели – качественно улучшить жизнь людей, вывести её на принципиально иной, гораздо более высокий уровень.
Именно такой прямой запрос – это и есть однозначный наказ для всех уровней власти, в том числе и для Парламента.
Внесённые в Конституцию страны поправки призваны расширить и укрепить полномочия и реальные возможности местного самоуправления, выстроить эффективное взаимодействие между государственными и муниципальными органами власти. Предстоит пересмотреть организационные и финансовые основы местного самоуправления, подходы к определению его социально-экономических функций.
Это особенно относится к муниципалитетам сельских поселений. Именно на этом уровне решаются насущные вопросы, напрямую влияющие на качество жизни граждан, обеспечивается жизнедеятельность населённых пунктов, оказываются услуги населению. Решение данных вопросов требует от глав поселений высокого уровня профессионализма и ответственного отношения к делу.Теперь, когда в Конституции России закреплены принципы единой системы публичной власти в стране, каждый из них наравне с нами должен отвечать за развитие территорий, за социальное самочувствие людей. Прошу глав поселений отныне неукоснительно руководствоваться этим в своей работе.
В сентябре этого года состоятся выборы в Государственную Думу Российской Федерации и в советы местного самоуправления нашей республики. Все мы заинтересованы в том, чтобы они прошли открыто, честно, достойно, на высокой конкурентной основе.
Рассчитываем, что такой же позиции будут придерживаться и наши общественно-политические организации, все участники избирательной кампании.
Обозначенные в данном Послании цели и задачи, вызовы времени требуют нового качества государственного управления.
Президентом страны перед нами поставлена задача добиться, чтобы уже через три года абсолютное большинство государственных услуг предоставлялось дистанционно в режиме 24 часа в сутки семь дней в неделю, то есть на постоянной основе. Мы обязаны выполнить эту задачу качественно и в срок. В республике создана система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Необходимо обеспечить дальнейшее развитие цифровизации госуправления, создать единую цифровую платформу, объединяющую информационную и экономическую аналитику, мониторинг социальных коммуникаций. Это поможет нам видеть реальную картину на местах, быстро и качественно реагировать.
Задачей особой значимости на предстоящие годы остаётся необходимость укрепления кадрового потенциала госуправления, повышения качества подготовки кадров государственных и муниципальных служащих. В этих целях следует активно совершенствовать практику повышения профессиональной квалификации сотрудников органов власти всех уровней и обеспечения их социальной ответственности за свои действия и последствия принимаемых решений.
Госслужащие всех рангов должны подавать личный пример безупречного поведения, скромности в вопросах собственного благополучия.
Тем, кто не разделяет такой подход, не должно быть места во власти.
Открытость и отзывчивость – вот, что ждут люди от органов власти. Мы должны осваивать все современные инструменты обратной связи. С этой целью в соответствии с поручением Президента страны мы создали Центр управления регионом, который позволяет видеть в онлайн-режиме, чем живёт вся Кабардино-Балкария. ЦУР обрабатывает огромные потоки информации, и за каждым обращением мы видим проблемы людей и стараемся их оперативно решать. Мы должны открыто и аргументировано доводить до жителей информацию о ситуации в Республике и работе органов власти. Здесь ключевая роль отводится СМИ.
Для работы и развития СМИ Республики необходимо создать условия, отвечающие вызовам времени.
Поручаю Правительству до 1 июля текущего года разработать и представить комплекс мероприятий по повышению и развитию СМИ, с учетом экспертного мнения представителей данной сферы.
Однако, всё это не принесёт желаемого результата, если мы не добьёмся повышения эффективности работы органов власти. А для этого необходимо неуклонно повышать требовательность к должностным лицам, к каждому сотруднику госаппарата за ответственное отношение к своим обязанностям, за порученное дело, ужесточить контроль за исполнением принимаемых решений. Правительству республики и Администрации Главы КБР следует всесторонне проанализировать состояние исполнительной дисциплины во всех властных структурах, обеспечить принятие дополнительных мер по повышению деловитости в работе, персональной ответственности кадров за выполнение поставленных перед ними задач в установленные сроки и с должным качеством.
Задачи, которые мы перед собой поставили, подчинены одной главной цели – повышению качества жизни людей.
Это не простая, но абсолютно выполнимая задача.
Все необходимые ресурсы и условия для этого у нас имеются.
У нас трудолюбивый народ, консолидированное, объединенное общим устремлением общество. И мне кажется, нет и ни одной серьёзной причины, которая не позволила бы нам достичь поставленных целей.
Для этого мы должны работать согласованно, единой командой, с большей самоотдачей и результативностью. Каждый житель республики должен сознавать свою сопричастность к судьбе Кабардино-Балкарии, ответственность за её будущее, активно трудиться на общее благо.
Уверен, проявляя настойчивость и целеустремлённость, общую волю и упорство, укрепляя наше единство, мы обязательно осуществим всё задуманное во благо родной Кабардино-Балкарии!
Во имя нашей великой Родины!